выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Весна в российских музеях
Ведущие российские музеи при организации выставок церковного искусства делают ощутимый акцент на теме национальных святынь и святых. Московский государственный объединенный музей-заповедник предлагает рассчитанную на целый год экспонирования краткую антологию образов русских угодников Божиих. Третьяковская галерея принимает коллег из Владимира  с масштабным проектом, в рамках которого представлены древние памятники иконописания и церковно-прикладного искусства Суздальского княжества. Музеи Московского Кремля представили временную экспозицию  с достаточно узкой для академической выставочной площадки темой: стяжавшие святость защитники земли Русской и небесное воинство, к молитвенной помощи которого православные россияне прибегают особенно часто. PDF-версия.    
27 марта 2023 г. 17:00
Репортажи
Илл.1. Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи в Толчковской слободе (Ярославль). Фото Андрея Ершова
27 мая 2016 г. 16:05
версия для печати версия для печати

Снимки сквозь небо, время и пространство

Одно из самых красивых сооружений современной Москвы — соединяющий Замоскворечье с кафедральный соборным Храмом Христа Спасителя пешеходный мост на несколько недель превратился в бесплатную галерею. Здесь выставлены полсотни крупноформатных (высотой не менее метра) художественных фотографий, выполненных представителями трех поколений мастеров-пейзажистов. Их главные герои — заслуженно отнесенные к сокровищнице отечественного архитектурного наследия храмы и монастырские ансамбли.

Выставка «Православные храмы России: взгляд сквозь время» — часть уникального проекта московского фотоклуба «Открытый музей современной фотографии», в ходе которого подобные экспозиции под открытым небом приезжают в различные российские города. «Мы занимаемся этим с 2010 года. Наша первая выставка попала в Книгу рекордов России как самая посещаемая в стране, — говорит автор этого начинания, один из учредителей московского фотоклуба Андрей Ершов. — Зачем нам это нужно? Дело в том, что благодаря Интернету лучшие фотоработы стали общедоступны. Но как раз в Интернете они, как правило, лишаются своих достоинств: их нельзя увидеть в хорошем разрешении, они теряют в качестве. Мы возвращаем фотографию на бумагу, правильно ее подаем и таким образом предоставляем возможность зрителям проникнуться подлинным очарованием фотоискусства. За последние годы у проекта появилось немало последователей. Впрочем, далеко не всем удается достичь такого же цельного результата!»

Конечно, на выставке представлены снискавшие мировую известность шедевры — Владимирский собор Крещения Руси в Херсонесе, церкви Троице-Сергиевой лавры, собор Покрова на Рву, Богородице-Смоленский Новодевичий монастырь, Ферапонтов монастырь... Но есть тут и виды, которые станут открытием для подавляющего большинства зрителей. А вот сделанная в Ярославле самим Андреем Ершовым работа (Илл.1)  вызывает легкое чувство дежавю. Кажется, будто вчера видел эту церковь в замечательном русском городе с тысячелетней историей, но... не можешь вспомнить, где именно и при каких обстоятельствах!

— Ничего удивительного. Вы, скорее всего, и в самом деле видели ее вчера! — улыбается Андрей. — Внешний вид церкви в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи прекрасно известен каждому россиянину: он изображен на оборотной стороне 1000-рублевой купюры. Этот храм возведен в Толчковской (кожевенной) слободе исключительно «мирским строением» (то есть на народные пожертвования), и он поистине уникален. Единственная в России 15-главая церковь объединяет в своем сказочном декоре и московский, и северный, и поволжский, и восточный архитектурные мотивы. Посмотрите, как «играют» здесь общий треугольный абрис церкви и устремленная ввысь доминанта колокольни!

К сожалению, сегодня расположенная совсем недалеко от центра города Предтеченская церковь затерялась среди полузаброшенных промзон. Богослужения здесь проводятся лишь единожды в году — на престольный праздник, а с мая по октябрь она действует как зал Ярославского государственного музея-заповедника (тут в убранстве демонстрируются Царские врата и росписи). В холодное время года церковь закрыта. И многочисленные туристы вряд ли догадываются, что ставший с подачи Банка России одним из символов страны храм находится буквально в паре километров от исхоженных маршрутов...

Однофамилец Андрея — менеджер IT-проектов Сергей Ершов — пару лет назад для широкой аудитории открыл другой вид — панораму двух монастырских ансамблей в излучине реки Тезы в селе Дунилове, что в Шуйском районе (Илл.2). «После этого сюда начались настоящие фотопаломничества, — рассказывает Сергей. — Чем хорош этот вид? Это настоящий русский пейзаж: широкий изгиб неспешной реки, просыпающееся в тумане солнце и храмы (числом больше десяти, если считать церкви слившейся с Дуниловым соседней деревни Горицы). Половина их, к сожалению, разрушена... В этом кадре у меня уместились две обители: действующий женский Успенский Дуниловский монастырь и недействующий старинный Благовещенский».

Представитель профессионального сообщества пиарщиков москвич Николай Сапронов помимо собственного фотографического хобби теперь выступает еще и организатором проекта «Душа России» — серии выставок, популяризирующих природные пейзажи с известными православными храмами. На Патриаршем мосту Николай выставил запечатленную им панораму, знакомую каждому, кто хоть раз бывал в Суздале. Это вид с вершины Ильинского холма на заповедную пойму Каменки (Илл.3). Над Кожевнической слободой нависает высочайшее в городе сооружение — 72-метровая Преподобенская колокольня Ризоположенского женского монастыря. Луг окружают слободские храмы Богоявления Господня и Рождества Иоанна Предтечи, вдали угадываются знакомые очертания Антипиевской и Лазаревской церквей... Птичьи силуэты привносят в предрассветную тишину необходимую толику динамики. «Как часто бывает, эта фотография — дело случая. Я хотел приехать в Суздаль вечером, но из-за ремонта дороги за рулем провел всю ночь до четырех часов утра, — вспоминает Николай. — Возможно, за это Господь и наградил меня потрясающим видом!»

Как видно, далеко не все экспоненты — профессиональные фотографы. Выпускник Бауманского университета Юрий Кравцов — инженер в области монтажа металлоконструкций — зеркальную цифровую камеру в руки взял всего десять лет назад. «Родные подшучивают: лучше бы ты, папа, крестиком вышивал. И нам спокойнее, и семейный бюджет не шатается. Но, как говорит один мой знакомый, надо понимать, что ты еще не умер. Фотография, на мой взгляд, лучшее для этого средство, — признается выставивший четыре работы Кравцов. — Например, чтобы сделать этот снимок Нило-Столобенской пустыни (Илл.4), пришлось час кружить на мотодельтаплане над Селигером. Для "оживления" вида Иверского Богородицкого монастыря на Валдае час поджидал на рассвете, пока в Святых вратах покажется хоть один прохожий. А вот со снимка новгородского Юрьева мужского монастыря, наоборот, убрал рыбака: плывущая уточка мне показалась достаточной. Чтобы сделать этот кадр, в четыре часа утра пришлось нарушить правила и проехать в охранную зону Водоканала. Охраннику, который вышел сделать замечание, мои намерения показались благими, и препятствовать работе он не стал...»

Один из кравцовских снимков — вид на Новоторжский Борисоглебский монастырь с берега Тверцы (Илл.5) — публикуется параллельно с ретрофото той же панорамы, но сделанным в 1910 году Сергеем Прокудиным-Горским (Илл.6). Это еще одна замечательная идея авторов проекта: связать работы современных мастеров с наследием пионера отечественной цветной фотосъемки. Благодаря оставленному Сергеем Михайловичем богатейшему архиву многие из его слайдов сегодня можно переснять с той же точки, чем наши современники активно пользуются. Соединяют две эпохи работы советского мастера — ныне здравствующего кавалера ордена «Знак Почета» 99-летнего основателя отечественной школы художественной и пейзажной фотографии Вадима Гиппенрейтера.

— Многие удивляются: вы устраиваете выставку под открытым небом, а как же непредсказуемая московская погода и не очень чистая атмосфера? — организатор и автор Александр Аседач берет в руки обычную бутылку с насадкой-пульверизатором и спокойно брызгает на фотографию водой. — Все наши стенды покрыты специальной ламинацией. Она не только защищает фотографии от ультрафиолетовых лучей, но и позволяет промыть их обычными щетками.

— От вандалов они тоже смогут защитить? — скептически поинтересовался корреспондент.

— Нет. Но мы уверены: ни у кого рука не поднимется разрушить такую красоту. Между прочим, когда на Гоголевском бульваре мы устраивали похожую выставку «Москва в фотографиях», не пострадала ни одна работа.

Кстати, в темное время все фотографии на Патриаршем мосту подсвечиваются. Не забыли устроители и о пользователях современных цифровых гаджетов. Выставка снабжена приложением «Аудиогид», посредством QR-кодов она доступна в цифровом формате.

Выставка открыта круглосуточно до 20 июня. Вход свободный.

КОММЕНТАРИЙ

Епископ Выборгский и Приозерский Игнатий, председатель Синодального отдела по делам молодежи: "Эти фотографии помогают увидеть Бога сквозь суету повседневности"

Сегодня общество ждет от Церкви ясного и убедительного свидетельства о вечных Божественных истинах, ждет просвещения и духовно-нравственного воспитания. Такое свидетельство может и должно осуществляться различными средствами, включая фотографию, которая, эмоционально воздействуя на чувства людей, способна пробуждать в их душах благоговение, любовь и уважение к родной стране, к ее традициям и культуре, к национальным святыням.

Представленные на выставке художественные фотографии дают нам редкую возможность вживую соприкоснуться с прекрасным, воочию увидеть архитектурное величие православных храмов России, ощутить удивительную гармонию, с которой они вписаны в окружающий пейзаж, составляя единое целое с природой. Эти произведения подлинного искусства открывают нам путь к тому, чтобы увидеть Бога в суете повседневной жизни, научиться отличать настоящее и действительно ценное от сиюминутного и преходящего, ясно понимать сердцевину духовной жизни нашего народа.

(Из официального приветствия участникам выставки)

Говорят участники выставки

Виктор Афанасенко:

Занимаюсь недвижимостью: по всей России строим складские комплексы. С семьей рождественские каникулы ежегодно проводим в Нило-Столобенской пустыни. Каждое утро при разных условиях освещенности снимаю монастырский собор. Эта фотография (Илл.7) сделана на рассвете в праздник Собора Пресвятой Богородицы со льда озера Селигер.

Светлана Григорьева:

Живу и работаю в самом красивом городе мира — Санкт-Петербурге, занимаюсь управлением персоналом. Убранство Исаакиевского собора удалось качественно снять с третьей попытки. Здесь в условиях естественного дневного освещения запечатлен центральный купол, неизменно поражающий меня потрясающей росписью (Илл.8). Фасады собора я сняла на закате в марте.

27 мая 2016 г. 16:05
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Митрополит Курский и Рыльский Герман: «В основе пастырского служения — благоговейное предстояние пред Богом»
В августе этого года Курская область подверглась нападению украинских боевиков, в результате чего погибли десятки и пострадали сотни людей. Из приграничных городов и сел, по разным оценкам, было эвакуировано свыше 140 тысяч местных жителей. С первого же дня помощь пострадавшим стала оказывать Русская Православная Церковь в лице Курской епархии и Синодального отдела по благотворительности и социальному служению. Как она была организована, какие задачи приходилось ­решать? Об этом и о своем архипастырском пути — служении в Якутии в начале 1990-х, о встречах с насельницами дореволюционной Дивеевской обители — «Журналу ­Московской Патриархии» рассказал митрополит Курский и Рыльский Герман. PDF-версия.  
13 декабря 2024 г. 14:00