выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Весна в российских музеях
Ведущие российские музеи при организации выставок церковного искусства делают ощутимый акцент на теме национальных святынь и святых. Московский государственный объединенный музей-заповедник предлагает рассчитанную на целый год экспонирования краткую антологию образов русских угодников Божиих. Третьяковская галерея принимает коллег из Владимира  с масштабным проектом, в рамках которого представлены древние памятники иконописания и церковно-прикладного искусства Суздальского княжества. Музеи Московского Кремля представили временную экспозицию  с достаточно узкой для академической выставочной площадки темой: стяжавшие святость защитники земли Русской и небесное воинство, к молитвенной помощи которого православные россияне прибегают особенно часто. PDF-версия.    
27 марта 2023 г. 17:00
Церковное искусство должно быть созвучно Евангелию
В 2021 году иконописец Ирина Зарон была награждена Золотой медалью Российской академии художеств за росписи в храме священномученика Антипы на Колымажном дворе в Москве и работы последних лет. Вместе с супругом, известным скульптором Сергеем Антоновым, художница была ранее награждена Академией медалью «Достойному» за работу в надвратном храме Андреевского монастыря. Эти награды — признание профессиональным сообществом вклада художницы в русское церковное искусство. Образы, которые создает Ирина Зарон, уникальны: твердо следуя традиции, она не копирует изображение, а создает новое в строгом соответствии с каноном. Ее авторский почерк — благородная сдержанность колорита и мягкий, приглушенный фон. Ирина Павловна Зарон рассказала, как она пришла к иконописанию, что для нее канон и как рождает- ся современный иконный образ. PDF-версия.    
24 марта 2023 г. 14:30
Репортажи
Пелена «Иоанн Предтеча и преподобный Симеон Столпник». Вторая четверть XVII в. Россия. Холст, шелк, золотные, серебряные, шелковые нити, канитель, шитье. Музей им. А. Рублева
ЖМП № 7 июль 2024 /  16 августа 2024 г. 13:00
версия для печати версия для печати

Образ, созданный нитью

В Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева открылась выставка «Живопись нитью». Этот уникальный выставочный проект впервые представляет произведения XV — середины XX века, выполненные из ткани в технике лицевого шитья, из музейных и частных собраний: иконы, церковные знамена (хоругви), литургические комплекты (покровцы и воздухи), элементы богослужебного облачения духовенства, пелены, а также иконы из бисера и образа в шитых ризах. PDF-версия.

— Лицевое шитье — древнее церковное искусство, — рассказывает куратор выставки, заведующая сектором декоративно-прикладного искусства научно-фондового отдела музея Елена Давыдова. — В Евангелии сказано, что Богоматерь вышивала катапетасму — храмовую завесу. В Россию это искусство пришло из Византии. Оно мало известно широкому зрителю, поскольку это редкие экспонаты в музейных экспозициях. Из-за особенности техники изготовления и материалов, а также в силу того, что они использовались в богослужебном обиходе, эти уникальные произведения быстро разрушались. Поэтому до нашего времени их дошло немного.

Расцвет искусства лицевого шитья в России пришелся на XVII столетие. Лицевое шитье было занятием элитарным, так как материалы — шелковые ткани и нити — привозили в основном из Италии, поэтому стоили они дорого. И сам труд вышивальщиц (по преимуществу занимались этим женщины) был невероятно кропотливым. К примеру, плащаницу могли вышивать от одного года до трех лет. 

Лицевое шитье развивалось при дворах монархов, феодальной знати и в связанных с ними женских монастырях, а также в богатейших купеческих семьях. Работали вышивальщицы в светлицах — самых светлых комнатах на верхних этажах зданий.

Наиболее известными были царицыны мастерские, которыми руководили государыни. Они определяли сюжет будущего произведения, особенности шитья, подбор нитей, колористическое решение произведения, выбор знаменщика — профессионального иконописца, который знаменовал, то есть изображал, рисунок. Чаще всего это были мужчины. 

— В XVII веке с монаршими мастерскими начинают соперничать мастерские состоятельных семей — Строгановых, Милославских, Гурьевых, Бутурлиных, — поясняет Елена Давыдова. — Промышленники Строгановы, которые заработали свой капитал, торгуя солью, могли привлекать лучших московских и новгородских мастериц. В их северной вотчине в Сольвычегодске было создано множество произведений, представляющих все виды церковных тканей с лицевым шитьем. В мастерской Анны Ивановны Строгановой (1650–1675) лицевое золотное шитье было доведено до высочайшего уровня мастерства. На выставке представлены два произведения этой мастерской: фрагмент «Спас Нерукотворный», который переложен на новую реставрационную основу (вероятно, это была подвесная пелена), и палица с сюжетом «Рождество Богородицы». 

Древнейшим экспонатом выставки является палица 1438–1439 годов «Воскресение — Сошествие во ад» из собрания Музея имени Андрея Рублева. Она была вложена в Спасо-Андроников монастырь на помин души княгиней Ульяной Михайловной, вдовой углицкого князя Василия Владимировича, сына героя Куликовской битвы серпуховско-боровского князя Владимира Андреевича Храброго, о чем свидетельствует вкладная надпись. 

— Мы видим изящные силуэты фигур, гармоничную компоновку округлых линий, по которой можно сказать, что этот рисунок принадлежит, вероятно, художнику, продолжавшему традиции преподобного Андрея Рублева, — поясняет Елена Давыдова. — Это не случайно, поскольку палица предназначалась для монастыря, где подвизался и около 1430 года был похоронен иконописец. У этого уникального экспоната интересная история возвращения. В конце 1970-х годов в Спасо-Андроников монастырь (тогда уже музей) палицу принес частный посетитель и предложил ее выкупить.

К наиболее интересным экспонатам относится небольшого размера пелена с образом святителя Филиппа, митрополита Московского, которую предоставил Музей христианского искусства «Церковно-археологический кабинет» из Сергиева Посада. Вероятнее всего, это первая пелена с образом святителя, поскольку она была создана вскоре после перенесения мощей митрополита в 1652 году из Соловецкого монастыря в Москву, в Успенский собор в Кремле. Образ создан после канонизации подвижника на основе иконы, написанной Симоном Ушаковым в 1653 году. Возможно, эта пелена подвешивалась к иконе Ушакова, поскольку известно, что пелены повторяли образы икон. 

Создатели выставки особо отмечают самоотверженный труд реставраторов, которые буквально по крупицам собирали многие памятники лицевого шитья, дошедшие до нас в ветхом состоянии. Во многом благодаря их труду появилась возможность представить широкому зрителю эту самобытную часть русского искусства и культуры. 

Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Москва, Андроньевская пл., 10. Выставка «Живопись нитью» продлится до 8 сентября 2024 года.

 

 

16 августа 2024 г. 13:00
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Нищие у храма: привечать или прогонять?
Этим материалом «Журнал Московской Патриархии» продолжает цикл статей, задача которых — собирать ответы известных и уважаемых духовников на самые острые и актуальные практические вопросы пастырского служения, волнующие священников сегодня. В статье приводится ответ не одного пастыря, а палитра мнений, отражающих разные аспекты темы и не всегда совпадающих между собой. Такой подход позволяет более широко взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения каждого священника.  Основой для статей служат публикации интернет-портала «Пастырь», созданного при совместном участии Православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви с целью поддерживать диалог и обмен практическим опытом между пастырями. PDF-версия.    
15 августа 2024 г. 15:00
Новая эпоха расцвета Новодевичьего монастыря — духовного центра Москвы
Обитель, основанная в 1524–1525 годах великим князем Московским Василием III, стала его благодарственным приношением Господу Вседержителю за победу над литовцами и присоединение древнего Смоленска и его земель к Великому княжеству Московскому (1514). Это событие — важнейший этап в процессе собирания Русских земель вокруг Москвы. Смоленский собор Новодевичьего монастыря во имя Богоматери Путеводительницы стал еще одним (после Успенского собора Кремля, воздвигнутого при Иване III) символом возвышения Москвы.  Местоположение обители было и знаковым, и стратегически выгодным: в живописной излучине Москвы-реки на Девичьем поле, в четырех верстах от Кремля при начале Старой Смолянки, по которой издревле ходили русские дружины оборонять западные рубежи. PDF-версия.  
9 августа 2024 г. 19:00
Статус благочинного в Российской империи
Русская Православная Церковь в последние десятилетия по праву является одним из наиболее значимых объектов исследовательского интереса в области гуманитарных наук. Изучаются разные аспекты ее деятельности: догмат, обряд, внутреннее управление и внешние сношения, памятники духовной и материальной культуры, свидетельствующие о ее прошлом. «Журнал Московской Патриархии» публикует статью иерея Вячеслава Новака, кандидата богословия, благочинного церквей Люберецкого округа Подольской епархии Московской митрополии, настоятеля Преображенского собора города Люберцы, которая касается вопросов внутреннего церковного управления, представляющихся важными не только в историко-­культурной и познавательной, но также и в практической перспективе. PDF-версия.  
23 июля 2024 г. 17:00