iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Загадки «Гостеприимства»
В Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева восстановлена икона из разрушенной московской церкви. Ее реставрация заняла десять лет и завершилась только что. Икона Пресвятой Троицы из московского Преображенского храма в Спасcкой слободе — то из немногого, что уцелело от этой некогда богатейшей приходской церкви древней российской столицы; от самого же домовладения до нас дошла только… чугунная кованая ограда (давным-давно перенесенная к другому храму — святых апостолов Петра и Павла на Новой Басманной улице). Не считая, разумеется, собственно топонимов — Садовой-Спасской и Большой Спасской улиц, наименованных по слободе, унаследовавшей в свою очередь название от известного с 1625 года храма, который в то время был деревянным. PDF-верия.
13 августа 2021 г. 11:00
Дмитрий Мироненко: «Иконография Александра Невского — живая многоголосая проповедь»
В издательстве Свято-Троицкой Александро-Невской лавры при поддержке петербургского Комитета по печати и взаимодействию со СМИ вышла книга Дмитрия Мироненко «Образ святого Александра Невского в русском искусстве XVI — начала XXI вв.». Это уникальная монография, автор кото­рой, заведующий лаврской иконописно-реставрационной мастерской святого ­Иоанна Дамаскина кандидат искусствоведения Дмитрий Мироненко, едва ли не впервые как в отечественном искусствоведении, так и в историографии образов святого Александра Невского представляет читателям максимально полный обзор иконографии этого угодника Божия. Большеформатный фолиант вместил свыше сотни репродукций произведений русского искусства из 35 государственных, церковных и частных музеев Российской Федерации и Финляндии, основная часть которых приходится на иконы пяти столетий (как широко известные, так и редко публикуемые). Разумеется, пересказать содержание столь масштабной книги в журнальном материале невозможно, поэтому «Журнал Московской Патриархии» попросил ее автора рассказать о самых важных и интересных положениях работы. PDF-версия.  
22 июля 2021 г. 15:00
Наум Клейман: «Эйзенштейн снял фильм о святом»
Когда в 2008 году путем голосования святой благоверный князь Александр Невский был выбран «Именем Россия», не в последнюю очередь на это повлиял снятый в далеком 1938 году Сергеем Эйзенштейном фильм «Александр Невский». Это кино сразу вошло в народное сознание. До нас мало дошло исторических сведений об эпохе, в которую жил великий князь, поэтому его потомки во многом черпали информацию о нем из фильма Эйзенштейна. До сих пор спорят о том, говорил ли князь в реальности фразу, прозвучавшую в фильме и ставшую знаменитой, — «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет». Но то, что Александр Невский — это вылитый актер Николай Черкасов, уверены почти все. На возрожденном в 1942 году ордене Александра Невского был отчеканен именно профиль Черкасова в одноименной роли. О том, как создавался этот киношедевр, корреспонденту «Журнала Московской Патриархии» рассказал Наум Клейман, киновед, историк кино, один из главных специалистов по творчеству Эйзенштейна. PDF-версия.
16 апреля 2021 г. 14:00
Репортажи
Икона Сошествие Святого Духа на апостолов

Огненные языки благодати

В Новодевичьем монастыре проходит выставка редких икон

Церковный музей, который был открыт в начале 2011 года в Новодевичьем монастыре, уже успел удивить посетителей несколькими необычными выставками. Одна из них – «Огненные языки благодати» начала работу в дни Светлой Седмицы в Ирининских палатах.

Здесь представлены особые экспонаты – иконы письма XVII века, сочетающие черты русской и западной живописной школы. Образы были созданы для храма Сошествия Святого Духа, расположенного на втором этаже Успенской церкви Новодевичьего монастыря. Посещать этот маленький, скрытый от посторонних глаз храм могли только члены царской семьи, пребывающие в обители, внутреннее убранство церкви было долгие столетия скрыто от глаз мирян. В советские годы храм был закрыт и никто и не предполагал, что здесь сохранился уникальный барочный иконостас. По мнению реставраторов, ученых и насельниц обители, то, что находившиеся здесь иконы не пропали – настоящее чудо.

Выступая на открытии выставки, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий особо отметил, что после того, как 1 января 2011 года Новодевичий монастырь был полностью передан Церкви, выставочная и научная работа по сохранению памятников обители здесь не приостановлена: «Традиционно уже много лет Государственный Исторический музей проводил здесь выставки, которые пользовались всемирной известностью. Мы посчитали, что обязаны продолжить эти традиции». «Великая ответственность для нас проводить научную, культурную деятельность в рамках монастыря», – признался владыка Ювеналий.

Директор Государственного Исторического музея Алексей Левыкин считает новую выставку примером взаимообогащающего сотрудничества музея и монастыря. Он отметил, что выставка «выполнена прекрасно и по всем канонам музейного искусства». «Я бы подчеркнул не только ее культурное, но и в большей степени научное значение, потому что мы присутствуем при первой публикации иконостаса церкви Сошествия Святого Духа, и я думаю, что эта выставка станет интересна не только туристам, не только посетителям Новодевичьего монастыря, но и представителям науки и искусства, культурной общественности и многим людям, которые ходят в это прекрасное и любимое москвичами место», - сказал Алексей Левыкин.

В экспозиции представлены не только традиционные для русского иконостаса местный, деисусный, праздничный, пророческий, страстной ряды икон, но и так называемый подместный ряд. Для него были избраны сюжеты, которые достаточно редко встречаются в иконостасах: «Обращение Савла», «Чудо Евстафия Плакиды», «Бегство в Египет», «Жертвоприношение Авраама», «Старец Зосима у преставившейся преподобной Марии».

В Новодевичьем монастыре сохранилось три оригинальных иконостаса: в Смоленском соборе, а также в Преображенской и Свято-Духовской церквях. Эти иконы были заказаны в конце XVII столетия мастерам Оружейной палаты Московского Кремля - придворным иконописцам. Чуть позже образы писали мастера Посольского приказа - их работы отличает большая реалистичность в изображении святых. Некоторые полотна своей манерой напоминают голландскую или итальянскую жанровую и пейзажную  живопись XVII века.

Посетители смогут увидать 50 образов, прекрасно отреставрированные  Царские врата, а также деревянные фигуры ангелов и святых, расписанные красками.

Многие десятилетия все это находилось в храме, который не отапливался, поэтому реставраторы приложили немало усилий, чтобы восстановить живопись. Сейчас продолжается реставрация Свято-Духовского храма и по ее окончании иконы вернутся на свое законное место, а пока каждый посетитель сможет познакомиться с редкими образцами церковного искусства. Планируется, что выставка продлится до конца лета.

Антонина Мага

17 мая 2011 г.
Ключевые слова: икона, иконопись, Москва
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Мы нашли Мессию!
Катехизация — дело не просто важное и полезное. Она есть смыслообразующее начало Церкви. Доказательство тому — само Евангелие. Что открывается перед нами при его чтении, как не первый цикл катехизации, где Христос — Катехизатор, а Его ученики — катехумены, то есть оглашаемые? Это только потом Он сделает их апостолами, то есть глашатаями Его Благой Вести для всего остального мира: Идите, научите… (Мф. 28, 19). Теперь Его ученики сами должны были стать катехизаторами и учить все народы, чтобы в Церковь могли войти все желающие. Как «учить народы» сегодня, почему катехизация должна быть длительной, зачем готовящихся к крещению выводить из притвора и для чего в оглашении обязательно должен участвовать весь приход, «Журналу Московской Патриархии» рассказал настоятель храма Феодоровской иконы Божией Матери в память 300-летия Дома Романовых в Санкт-Петербурге протоиерей Александр Сорокин. PDF-версия.
13 сентября 2021 г.
Пастырское воспитание души
«В воскресенье, 11 ноября 1800 года, в Петропавловском соборе начался благовест к Литургии. После Литургии отправлен был молебен в начале учения отроком, и по окончании оного при колокольном звоне был крестный ход в дом, предназначенный для помещения семинарии. В доме сем Его Преосвященством совершено было водоосвящение и сам владыка Иоанн окропил все комнаты освященной водой. По окончании церемонии префект семинарии Василий Максимович Квашнин говорил длинную речь на русском языке. Затем следовали между избранными учениками латинские стихи и короткие речи на русском, латинском и греческом языке. Торжество окончилось пением концерта». Так описано в рукописи, принадлежащей Евпраксии Гавриловне Сведомской, открытие Пермской духовной семинарии — старейшего учебного заведения на Урале. PDF-версия.  
9 сентября 2021 г. 15:00