iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Весна в российских музеях
Ведущие российские музеи при организации выставок церковного искусства делают ощутимый акцент на теме национальных святынь и святых. Московский государственный объединенный музей-заповедник предлагает рассчитанную на целый год экспонирования краткую антологию образов русских угодников Божиих. Третьяковская галерея принимает коллег из Владимира  с масштабным проектом, в рамках которого представлены древние памятники иконописания и церковно-прикладного искусства Суздальского княжества. Музеи Московского Кремля представили временную экспозицию  с достаточно узкой для академической выставочной площадки темой: стяжавшие святость защитники земли Русской и небесное воинство, к молитвенной помощи которого православные россияне прибегают особенно часто. PDF-версия.    
27 марта 2023 г. 17:00
Церковное искусство должно быть созвучно Евангелию
В 2021 году иконописец Ирина Зарон была награждена Золотой медалью Российской академии художеств за росписи в храме священномученика Антипы на Колымажном дворе в Москве и работы последних лет. Вместе с супругом, известным скульптором Сергеем Антоновым, художница была ранее награждена Академией медалью «Достойному» за работу в надвратном храме Андреевского монастыря. Эти награды — признание профессиональным сообществом вклада художницы в русское церковное искусство. Образы, которые создает Ирина Зарон, уникальны: твердо следуя традиции, она не копирует изображение, а создает новое в строгом соответствии с каноном. Ее авторский почерк — благородная сдержанность колорита и мягкий, приглушенный фон. Ирина Павловна Зарон рассказала, как она пришла к иконописанию, что для нее канон и как рождает- ся современный иконный образ. PDF-версия.    
24 марта 2023 г. 14:30
Репортажи
Икона Сошествие Святого Духа на апостолов

Огненные языки благодати

В Новодевичьем монастыре проходит выставка редких икон

Церковный музей, который был открыт в начале 2011 года в Новодевичьем монастыре, уже успел удивить посетителей несколькими необычными выставками. Одна из них – «Огненные языки благодати» начала работу в дни Светлой Седмицы в Ирининских палатах.

Здесь представлены особые экспонаты – иконы письма XVII века, сочетающие черты русской и западной живописной школы. Образы были созданы для храма Сошествия Святого Духа, расположенного на втором этаже Успенской церкви Новодевичьего монастыря. Посещать этот маленький, скрытый от посторонних глаз храм могли только члены царской семьи, пребывающие в обители, внутреннее убранство церкви было долгие столетия скрыто от глаз мирян. В советские годы храм был закрыт и никто и не предполагал, что здесь сохранился уникальный барочный иконостас. По мнению реставраторов, ученых и насельниц обители, то, что находившиеся здесь иконы не пропали – настоящее чудо.

Выступая на открытии выставки, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий особо отметил, что после того, как 1 января 2011 года Новодевичий монастырь был полностью передан Церкви, выставочная и научная работа по сохранению памятников обители здесь не приостановлена: «Традиционно уже много лет Государственный Исторический музей проводил здесь выставки, которые пользовались всемирной известностью. Мы посчитали, что обязаны продолжить эти традиции». «Великая ответственность для нас проводить научную, культурную деятельность в рамках монастыря», – признался владыка Ювеналий.

Директор Государственного Исторического музея Алексей Левыкин считает новую выставку примером взаимообогащающего сотрудничества музея и монастыря. Он отметил, что выставка «выполнена прекрасно и по всем канонам музейного искусства». «Я бы подчеркнул не только ее культурное, но и в большей степени научное значение, потому что мы присутствуем при первой публикации иконостаса церкви Сошествия Святого Духа, и я думаю, что эта выставка станет интересна не только туристам, не только посетителям Новодевичьего монастыря, но и представителям науки и искусства, культурной общественности и многим людям, которые ходят в это прекрасное и любимое москвичами место», - сказал Алексей Левыкин.

В экспозиции представлены не только традиционные для русского иконостаса местный, деисусный, праздничный, пророческий, страстной ряды икон, но и так называемый подместный ряд. Для него были избраны сюжеты, которые достаточно редко встречаются в иконостасах: «Обращение Савла», «Чудо Евстафия Плакиды», «Бегство в Египет», «Жертвоприношение Авраама», «Старец Зосима у преставившейся преподобной Марии».

В Новодевичьем монастыре сохранилось три оригинальных иконостаса: в Смоленском соборе, а также в Преображенской и Свято-Духовской церквях. Эти иконы были заказаны в конце XVII столетия мастерам Оружейной палаты Московского Кремля - придворным иконописцам. Чуть позже образы писали мастера Посольского приказа - их работы отличает большая реалистичность в изображении святых. Некоторые полотна своей манерой напоминают голландскую или итальянскую жанровую и пейзажную  живопись XVII века.

Посетители смогут увидать 50 образов, прекрасно отреставрированные  Царские врата, а также деревянные фигуры ангелов и святых, расписанные красками.

Многие десятилетия все это находилось в храме, который не отапливался, поэтому реставраторы приложили немало усилий, чтобы восстановить живопись. Сейчас продолжается реставрация Свято-Духовского храма и по ее окончании иконы вернутся на свое законное место, а пока каждый посетитель сможет познакомиться с редкими образцами церковного искусства. Планируется, что выставка продлится до конца лета.

Антонина Мага

17 мая 2011 г.
Ключевые слова: икона, иконопись, Москва
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Со Христом
«Журнал Московской Патриархии» продолжает цикл статей, задача которых — собирать ответы известных и уважаемых духовников на самые сложные практические вопросы пастырского служения, волнующие священников сегодня. Ценность материала в том, что в нем представлена палитра мнений, отражающих разные аспекты темы и не совпадающих между собой. Такой подход позволяет более широко взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения каждого священника.  Основой для статей служат публикации интернет-портала «Пастырь», созданного при совместном участии православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви для того, чтобы поддерживать диалог и обмен практическим опытом между священнослужителями. Присоединиться к этому обсуждению и продолжить общение можно после регистрации на портале «Пастырь». PDF-версия.    
7 сентября 2023 г. 16:00
«Величавое сладкоголосие»
В 2023 году исполнилось 100 лет со дня кончины Константина Васильевича Розова — единственного священнослужителя в истории Русской Церкви, нареченного титулом «Великий архидиакон». Современники знали его как человека крепкой веры и необыкновенного таланта. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла в Москве прошли праздничные мероприятия, завершившиеся концертом памяти отца Константина Розова в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя с участием ведущих диаконов Русской Православной Церкви. Художественный руководитель Московского Синодального хора заслуженный артист Российской Федерации Алексей Пузаков и композитор Антон Висков рассказывают читателям о Великом архидиаконе — усердном и ревностном служителе Церкви во время гонений ХХ века. PDF-версия.    
2 августа 2023 г. 16:00