iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Репортажи
Икона Сошествие Святого Духа на апостолов

Огненные языки благодати

В Новодевичьем монастыре проходит выставка редких икон

Церковный музей, который был открыт в начале 2011 года в Новодевичьем монастыре, уже успел удивить посетителей несколькими необычными выставками. Одна из них – «Огненные языки благодати» начала работу в дни Светлой Седмицы в Ирининских палатах.

Здесь представлены особые экспонаты – иконы письма XVII века, сочетающие черты русской и западной живописной школы. Образы были созданы для храма Сошествия Святого Духа, расположенного на втором этаже Успенской церкви Новодевичьего монастыря. Посещать этот маленький, скрытый от посторонних глаз храм могли только члены царской семьи, пребывающие в обители, внутреннее убранство церкви было долгие столетия скрыто от глаз мирян. В советские годы храм был закрыт и никто и не предполагал, что здесь сохранился уникальный барочный иконостас. По мнению реставраторов, ученых и насельниц обители, то, что находившиеся здесь иконы не пропали – настоящее чудо.

Выступая на открытии выставки, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий особо отметил, что после того, как 1 января 2011 года Новодевичий монастырь был полностью передан Церкви, выставочная и научная работа по сохранению памятников обители здесь не приостановлена: «Традиционно уже много лет Государственный Исторический музей проводил здесь выставки, которые пользовались всемирной известностью. Мы посчитали, что обязаны продолжить эти традиции». «Великая ответственность для нас проводить научную, культурную деятельность в рамках монастыря», – признался владыка Ювеналий.

Директор Государственного Исторического музея Алексей Левыкин считает новую выставку примером взаимообогащающего сотрудничества музея и монастыря. Он отметил, что выставка «выполнена прекрасно и по всем канонам музейного искусства». «Я бы подчеркнул не только ее культурное, но и в большей степени научное значение, потому что мы присутствуем при первой публикации иконостаса церкви Сошествия Святого Духа, и я думаю, что эта выставка станет интересна не только туристам, не только посетителям Новодевичьего монастыря, но и представителям науки и искусства, культурной общественности и многим людям, которые ходят в это прекрасное и любимое москвичами место», - сказал Алексей Левыкин.

В экспозиции представлены не только традиционные для русского иконостаса местный, деисусный, праздничный, пророческий, страстной ряды икон, но и так называемый подместный ряд. Для него были избраны сюжеты, которые достаточно редко встречаются в иконостасах: «Обращение Савла», «Чудо Евстафия Плакиды», «Бегство в Египет», «Жертвоприношение Авраама», «Старец Зосима у преставившейся преподобной Марии».

В Новодевичьем монастыре сохранилось три оригинальных иконостаса: в Смоленском соборе, а также в Преображенской и Свято-Духовской церквях. Эти иконы были заказаны в конце XVII столетия мастерам Оружейной палаты Московского Кремля - придворным иконописцам. Чуть позже образы писали мастера Посольского приказа - их работы отличает большая реалистичность в изображении святых. Некоторые полотна своей манерой напоминают голландскую или итальянскую жанровую и пейзажную  живопись XVII века.

Посетители смогут увидать 50 образов, прекрасно отреставрированные  Царские врата, а также деревянные фигуры ангелов и святых, расписанные красками.

Многие десятилетия все это находилось в храме, который не отапливался, поэтому реставраторы приложили немало усилий, чтобы восстановить живопись. Сейчас продолжается реставрация Свято-Духовского храма и по ее окончании иконы вернутся на свое законное место, а пока каждый посетитель сможет познакомиться с редкими образцами церковного искусства. Планируется, что выставка продлится до конца лета.

Антонина Мага

17 мая 2011 г.
Ключевые слова: икона, иконопись, Москва
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Соло на саксофоне для святой Вероники
«К Львовой-Беловой в гости? Это, наверное, дочка Алексея Александровича? Как же, как же, знаменитая в нашем городе фамилия!» — попутчики в купе фирменного поезда «Сура» не скрывают восхищения своим выдающимся земляком. Справедливости ради, дочь известного в Поволжье музыканта, ныне руководящего одним из краснодарских теат­ров, тоже успела заслужить право на признание не только на уровне Пензы, но и, пожалуй, всей страны. Многодетная мама Мария Львова-Белова, воспитывающая пятерых кровных и четверых приемных детей, придумала и реализует беспрецедентный для России проект государственно-церковно-общественного партнерства, помогающий людям с тяжелыми формами инвалидности нормально жить и самостоятельно зарабатывать на хлеб. За один день в Пензе корреспондент «Журнала Московской Патриархии» выяснил, откуда у Марии Алексеевны деньги на социальную адаптацию двух десятков инвалидов, почему ей помогают второе и четвертое лица государства, как происходит катехизация обитателей дома-коммуны и при чем тут великий джазмен Луи Армстронг. PDF-версия.  
19 марта 2019 г. 13:26