выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Аналитика
Митрополит Владимирский и Суздальский Тихон
ЖМП № 10 октябрь 2021 /  9 ноября 2021 г. 15:00
версия для печати версия для печати

К 90-летию «Журнала Московской Патриархии»

Архиереи Русской Православной Церкви поделились своими воспоминаниями о том, какую роль в их жизни сыграло наше издание. PDF-версия.

Приобретенный во второй половине 1990-х годов опыт помог мне создать полноценное книжное издательство в Новосибирской епархии

В середине 1960 годов мой зять (муж старшей сестры), ныне заштатный протоиерей Борис Демушкин, закончил Полиграфический институт и поступил в Московскую духовную семинарию, где преподавали глава Издательского отдела епископ Питирим (Нечаев; впоследствии митрополит) и его заместитель священник Анатолий Просвирнин (в будущем архимандрит Иннокентий). После моей демобилизации из армии через отца Бориса, которого привлекали к корректуре готовых текстов (штатных корректоров в Издательском отделе не хватало), состоялось и мое знакомство с ними. Вскоре я тоже стал трудиться внештатным корректором, а с созданием Богословского отдела в октябре 1976 года вошел в штат и начал работать референтом под руководством отца Анатолия. Мы ютились в тесных комнатенках в подсобных помещениях Успенского собора Новодевичьего монастыря, но коллектив подобрался прекрасный, дружный и квалифицированный: так, научным руководителем редакции работал Павел Уржумцев, ответственным секретарем — Вячеслав Овсянников. Первой моей публикацией в «Журнале Московской Патриархии» стал некролог о протоиерее Александре Ветелеве — маститом настоятеле Знаменского храма в Переславской слободе, вводную лекцию которого я слушал, поступив в первый класс Московской духовной семинарии.

Отношения с советской властью тогда стали мягче. Помимо подготовки к печати так называемых Русских Миней с использованием богатейшего архива святителя Афанасия Ковровского, собравшего сведения о всех прославленных для местного почитания святых Русской Церкви, нам удавалось издавать Канонники, Требник, «Настольную книгу священнослужителя», но цензура была жесточайшая. В богословских вопросах назначенные Советом по делам религий цензоры разбирались плохо и, как правило, оставляли в текстах даже поминовения семей российских императоров (не будучи вполне уверенными, богослужебная это цитата или слова автора). Но в журнале у меня из проповеди однажды вычеркнули фразу «Церковь дает человеку верные идеалы».

Так в редакции я трудился до 1986 года, когда возвратился в братию Троице-Сергиевой лавры, а потом был переведен в Данилов монастырь г. Москвы. Вернулся в издательство девять лет спустя, когда распоряжением Патриарха Алексия II был отозван с Новосибирской кафедры, чтобы спасать терпевшую бедствие организацию. Признаться, я не предполагал масштабов катастрофы. Приехав на Погодинскую улицу, обнаружил, что уволились все, кроме бухгалтеров, шоферов, поваров и десятка редакторов. Собрав последних, услышал первый вопрос: «Когда зарплата?» — «Вы думаете, я приехал с золотых приисков? — развел руками в ответ. — Зарплату надо заработать...»

В производственном плане стоял единственный календарь — и тот у нас «увели», издав на одном из московских приходов. «Журнал Московской Патриархии» перед моим назначением девять месяцев не выходил — а ведь издательство несло обязательства перед подписчиками! Но милостью Божией удалось постепенно выправить ситуацию. За полгода посредством сдвоенных, строенных выпусков это отставание мы ликвидировали. Поддержал Никита Михалков, с помощью средств своего фонда посодействовав изданию к юбилейному 2000 году Библии в бархатном переплете. Пришел в штат Евгений Полищук, прекрасно справлявшийся с поставленными задачами как редактор и церковный писатель. Главным шагом, позволившим переломить негативные тенденции в издательстве, стало создание редакции богослужебных книг, работа которой сразу же интенсивно началась по двум направлениям: издания для совершения церковных служб и для домашнего чтения. Кроме того, в магазине на Погодинской улице мы организовали реализацию продукции многочисленных малых издательств, открывшихся на приходах. Стали сотрудничать с Чеховским полиграфическим комбинатом. А на качественно новый уровень Патриарший церковный календарь, «Журнал Московской Патриархии» и другие издания вывело сотрудничество с Художественно-производственным предприятием «Софрино», которое в то время обзавелось современным полиграфическим оборудованием.

Бесценный опыт второй половины 1990 годов сильно помог мне, когда я вернулся на Новосибирскую кафедру и должен был организовать там полноценное епархиальное книжное издательство. «Журнал Московской Патриархии» я всегда читаю, что и своим клирикам делать советую. Сердечно поздравляю редакцию с круглой датой и желаю новых интересных публикаций!

Митрополит Владимирский и Суздальский Тихон

(в штате Издательского отдела Московской Патриархии - с 1976 года, с 1983 по 1986 год - первый заместитель главного редактора, в 1995 - 2000 годах - главный редактор)

 

«Журнал Московской Патриархии» был и остается авторитетным источником информации о различных сферах церковной жизни

Особенно памятна выдающаяся роль журнала в непростые десятилетия истории нашего Отечества, когда Церковь была ограничена внешними условиями своего существования в атеистическом государстве. Именно в этом издании читатели могли узнать о патриаршем служении и о вестях из епархий, прочитать проповеди. Существенное внимание журнал уделял миротворческой деятельности, а также роли Московского Патриархата в межхристианских и межрелигиозных отношениях. Именно эти проблемы и вопросы, искусно освещаемые официальным печатным органом Церкви, не позволили руководству Советского государства воплотить в жизнь планы по окончательному ее вытеснению из общественного пространства. В постсоветские годы именно «Журнал Московской Патриархии» задавал новый вектор информационной деятельности Церкви, освещая сферу ее социальной активности. Особенно важно, что на рубеже XX и XXI столетий на страницах издания публиковались различные материалы, посвященные катехизации, духовному воспитанию, благотворительности и социальному служению. Церковь оказывала помощь обездоленным, пострадавшим в стихийных бедствиях и локальных конфликтах — осуществляла служение, еще в недавние годы бывшее для нее недоступным. Официальный печатный орган Московского Патриархата позволял информировать широкую общественность о важности проявления деятельной веры и об открывавшихся новых перспективах церковной миссии в стремительно менявшемся мире. Эти публикации позволили многим не безразличным к чужому горю людям участвовать в служении милосердия, оказывая соотечественникам реальную помощь. Освещение «Журналом Московской Патриархии» темы социального служения стало примером высокого профессионализма для зарождавшейся системы церковных изданий и других информационных ресурсов, посвященных диаконии и волонтерскому служению.

Хочется пожелать, чтобы накопленное «Журналом Московской Патриархии» за прошедшие десятилетия бесценное наследие стало доступнее как для наших современников, так и для будущих поколений. Несомненно, этой цели послужит завершение осуществляемого редакцией процесса оцифровки и систематизации полного архива номеров издания и обеспечение его доступности для всех, кто интересуется историей, жизнью и служением Русской Православной Церкви.

Митрополит Воронежский и Лискинский Сергий, 

автор «Журнала Московской Патриархии» с 1983 года

 

Летопись и документальное свидетельство жизни Церкви


Просматривая подшивки «Журнала Московской Патриархии», можно проследить пройденный Русской Православной Церковью за последние 70 лет путь. Ведь ЖМП — это и летопись, и документальное свидетельство, и дайджест вечных истин. Чтение старых номеров журнала позволяет путешествовать во времени, уносясь в совсем недавнее или в очень далекое прошлое, вспоминать значимые события церковной жизни и узнавать их подробности. Например, совсем недавно исполнилось 40 лет с момента освящения здания Издательского совета с домовым храмом преподобного Иосифа Волоцкого на Погодинской улице. В репортаже ЖМП отражены все связанные с этим торжеством 22 сентября 1981 года события: и встреча Патриарха Пимена, который разрезал шелковую зеленую ленту, осмотрел помещения, совершил молебен и подарил Владимирскую икону Божией Матери; и доклад о работе Издательского отдела архиепископа Волоколамского Питирима (Нечаева), который сделал акцент на вкладе Церкви в борьбу за мир. Вникая в детали репортажа, написанного строгим официальным языком той эпохи, осознаешь всю суровость и неприглядность ограничений, тяготеющих над иерархами и священнослужителями Русской Церкви в их служении Богу и людям в годы, когда атеизм был частью государственной идеологии. На страницах «Журнала Московской Патриархии» раскрывается подвиг архипастырей и пастырей, которые несли Слово Божие и евангельские ценности в разные периоды ХХ столетия, не прекращая служения даже в эпоху тяжелых испытаний, когда Церковь в нашей стране была гонима. И — таков уж парадокс восприятия — чем глубже погружаешься в прошлое, тем интереснее читать и размышлять, как, несмотря на все препоны, людям удавалось сохранять веру и не угашать ревность о спасении во Христе. При советской власти почти не издавалась духовная литература, с трудом можно было достать даже Евангелие, а церковная проповедь преследовалась. Так что говорить о духовном просвещении в те годы можно лишь с большим допущением. А «Журнал Московской Патриархии» как официальный печатный орган Церкви был чуть ли не единственным доступным советским людям источником знаний о христианстве и церковной жизни, во многом помогавшим верующим выстоять вопреки давлению властей. Когда же оковы атеизма спали, журнал наряду с сообщениями о возрождении возвращаемых Церкви святынь наполнился публикациями о духовной жизни, столь необходимыми тогда переступавшим церковный порог людям. В ЖМП тех лет отражено поистине торжество Православия, которое переживала наша страна в последнее десятилетие прошлого века. Это еще раз подтверждает, что даже долгие годы преследований не вытравили в людях интерес к вере и духовные потребности.

Сейчас Церкви предоставлена полная свобода. И мы имеем все возможности, чтобы свидетельствовать о Христе. Давние соседи по Погодинской улице, Издательский совет и редакция ЖМП, существуя автономно, активно сотрудничают в деле духовного просвещения. Так, «Журнал Московской Патриархии» традиционно рассказывает о проектах совета — Дне православной книги, издании «Летописи жизни и трудов святителя Феофана Затворника», Патриаршей литературной премии, конкурсах «Просвещение через книгу» и «Лето Господне». Когда-нибудь станет далекой историей и наш сегодняшний день, о котором будут судить по новостным заметкам, фотографиям и публикациям в ЖМП.

Поздравляю коллектив «Журнала Московской Патриархии» с юбилеем и желаю всем его сотрудникам неоскудевающей помощи Божией в их трудах на благо Церкви и нашей Родины. Надеюсь, что в цифровую эру высокой популярности гаджетов, интернета, информационных порталов и т. п. бумажная версия ЖМП сохранится как самобытное явление и как уникальный источник достоверной информации, востребованный современным человеком.

Митрополит Калужский и Боровский Климент, 

председатель Издательского совета Русской Православной Церкви

9 ноября 2021 г. 15:00
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Статус благочинного в Российской империи
Русская Православная Церковь в последние десятилетия по праву является одним из наиболее значимых объектов исследовательского интереса в области гуманитарных наук. Изучаются разные аспекты ее деятельности: догмат, обряд, внутреннее управление и внешние сношения, памятники духовной и материальной культуры, свидетельствующие о ее прошлом. «Журнал Московской Патриархии» публикует статью иерея Вячеслава Новака, кандидата богословия, благочинного церквей Люберецкого округа Подольской епархии Московской митрополии, настоятеля Преображенского собора города Люберцы, которая касается вопросов внутреннего церковного управления, представляющихся важными не только в историко-­культурной и познавательной, но также и в практической перспективе. PDF-версия.  
23 июля 2024 г. 17:00
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00