iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Культура
Святейший Патриарх Кирилл и Светлана Медведева на открытии выставки
ЦВ № 10 (455) май 2011 /  27 мая 2011 г. 14:40
версия для печати версия для печати

"Святая Русь": воплощение национальной идеи

В Третьяковской галерее открылась выставка шедевров древнерусского искуства

Символично, что экспозиция, открытие которой приурочено ко дню памяти просветителей славян, сама стала одним из самых мощных просветительских проектов за последнее время. Посетитель со всей ясностью может здесь ощутить, что Святая Русь не просто устоявшееся словосочетание или идеализированный лик прошлого, а живая традиция, наша национальная сущность, которая по-разному воплощалась в каждую историческую эпоху.

В прошлом году эти экспонаты, собранные из 25 российских музеев, библиотек и архивов, выставлялись в Лувре в рамках проведения Года России во Франции. Увидев ее поразительный успех у посетителей, главы двух государств Дмитрий Медведев и Николя Саркози договорились об экспонировании этой выставки и в России.

«Если в Лувре древнерусские памятники составили своего рода энциклопедию, с помощью которой европейцы в хронологическом порядке могли ознакомиться с малоизвестной для них древнерусской культурой, то для России нам нужно было совершенно по-иному организовать экспозицию. Русского посетителя, в массе своей уже знакомого с собственной культурой и историей, здесь ждет просвещение особого рода: радость нового узнавания знакомых или хотя бы подсознательно близких по духу явлений», — рассказала «Церковному вестнику» генеральный директор Государственнной Третьяковской галереи Ирина Лебедева. «На выставке собраны вместе произведения разных эпох и стилей. Раньше они никогда не попадали в одно музейное пространство, и в этом уникальность выставки», — пояснила она.

Накануне открытия выставку посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл вместе с супругой Президента России Светланой Медведевой. Почетные гости высоко оценили уровень экспозиции.
Показывая Предстоятелю Церкви экспозицию, музейные работники неожиданно для самих себя сделали интересное и важное открытие. «Патриарх подтвердил, что находящаяся на выставке грамота Константинопольского собора об установлении Московского Патриархата, датируемая 1590 годом, не просто музейный раритет, а до сих пор действующий юридический документ», — рассказала Ирина Лебедева.

450 шедевров русского искусства с X по XIX век раскрывают разные стороны исконного жития русского человека. «Нам хотелось показать важнейшие темы, которые возникают в нашем сознании при упоминании словосочетания «Святая Русь», — отметила Ирина Лебедева.

Можно сказать, что здесь представлена особая модель мироустройства, которая близка нам и сегодня и которую не хотелось бы потерять безвозвратно.

На выставке семь тематических разделов. Первый — «Рождение в духе. Крещение Руси и утверждение христианской веры» прослеживает истоки христианства, начиная со времен святого равноапостольного князя Владимира. Его главным смысловым акцентом являются грандиозные Златые врата из собора Рождества Богородицы в Суздале начала XIII столетия. Центральная часть экспозиции, «Под покровом Богородицы», раскрывает образ Богоматери как защитницы и покровительницы русского народа. В разделе «Заступники и наставники» представлены святые образы, наиболее характерные для понимания русской духовности: Святитель Николай, князья Борис и Глеб, чудо Георгия о змие, Василий Блаженный. Особый раздел, «Свет в пустыне», посвящен культуре русских монастырей, которые всегда были центрами просвещения. Еще один раздел, «Земное царство и Царствие Небесное», рассказывает об идеальном устроении государства — симфонии Церкви и власти. Здесь представлен редкий экспонат из Лувра — оплечье (армилла) с изображением Воскресения — Сошествия во ад.

Ничуть не менее важным для средневекового человека было и устроение жизни частной, которая должна была опираться на те же фундаментальные ценности, о ней рассказывается в разделе «Святое в повседневном». Здесь можно увидеть походные иконостасы, домашние иконы, нательные кресты и многое другое. Последний раздел — «Небо на земле. Русский православный храм» раскрывает принципы организации символического пространства в храме. Здесь представлена драгоценная церковная утварь, великолепный иконостас Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря 1497 года, а также жемчужина экспозиции — оклад иконы «Троица» преподобного Андрея Рублева, изготовленный в конце XVI века по заказу царя Бориса Годунова.

Безусловной удачей организаторов выставки стало то, что им удалось выстроить пространство логично и интересно. На стенах зала представлены копии фресок, среди которых и уничтоженные во время Великой Отечественной войны. Рукописные средневековые книги можно даже полистать — каждая страница их отсканирована и доступна посетителям для изучения с помощью удобных мультимедийных технологий. И для искушенного специалиста, и для далекого от религии человека здесь найдется пища для размышлений. Именно в этом состоит главный замысел создателей выставки: на основе эмоционального впечатления от произведений высочайшего художественного уровня заставить задуматься о смысле знакомых каждому русскому человеку символов. Этот факт особенно отметил присутствующий на открытии выставки представитель председателя отдела внешних церковных связей протоиерей Николай Ким.

«Иконичность, предстояние перед Богом, свойственна бытию русского человека, русского государства, русского мира. Устроители выставки очень тонко передали этот момент. Здесь шедевры духовной культуры представлены и в контексте истории, и в контексте жизни. Такая экспозиция имеет не только просветительский, но и миссионерский эффект», — заявил он.

Выставка «Святая Русь» пройдет в зале Третьяковской галереи на Крымском Валу с 26 мая по 14 августа. Затем она будет экспонироваться в Санкт-Петербурге.

27 мая 2011 г. 14:40
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Больше, чем игра
Как развить в детях интерес к основам православной культуры? Что сделать, чтобы знания на уроках ОПК не забывались за школьными дверями, а пробивались живыми ростками веры и воспитывали бы юную душу? Эти важные вопросы ставит перед православными педагогами и духовенством епархии митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь. Ответы на эти вопросы, еще будучи школьным учителем, искал и клирик Петропавловского храма Симферополя, а ныне его настоятель и секретарь Симферопольской и Крымской епархии протоиерей Александр Якушечкин. И решил, что лучшее средство — это коллективная игра, сочетающая интригу, интерактив, стремление к творчеству и, конечно, прекрасные призы. В этом году исполнилось 10 лет, как игра-конкурс знатоков православной культуры «Зерно истины» впервые вышла на крымском телевидении.
1 сентября 2017 г. 11:54
Епископ Шадринский и Далматовский Владимир: Наша задача – знать архимандрита Антонина и достойно почитать его память
На родине архимандрита Антонина Капустина, в с.Батурино сегодня проходят торжества, посвященные 200- летнему юбилею создателя Русской Палестины. Участие в них принял Святейший Патриарх Кирилл, который с Первосвятительским визитом посещает в эти дни Курганскую митрополию. Как стало известно корреспонденту ЖМП, неравнодушные к памяти своего земляка жители Шадринского района Курганской области поставили бронзовый бюст отцу Антонину возле Преображенского храма, где служили отец и дед архимандрита Антонина Капустина, и хотят создать в Батурино музей для увековечивания его памяти. О том, каким ему видится будущее Батурино, сможет ли мало привлекательное село стать одним из центров паломничества, рассказал корреспонденту ЖМП епископ Шадринский и Далматовский Владимир.
25 августа 2017 г. 16:40
Соловецкое соло
Видавшая виды чешская стальная «птичка» Л-410 после получасового прогрева двух моторов, натужно подвывая двигателями, отрывается от полосы и берет курс на северо-запад. Условное багажное отделение — тут же, в салоне. Страховочной сеткой прикрыты несколько баулов и коробки с вермишелью. Владельцы этого сокровища — пятеро соловчан в иноческих одеяниях. Полностью заполнены и остальные кресла: кроме меня тут пара паломников-архангелогородцев, местная жительница интеллигентной внешности и неопределенного возраста инженер-проектировщик с ноутбуком под мышкой. Вообще-то на борту есть и 11-е пассажирское место, но здесь оно предназначено для штурмана. Через полчаса полета над Онежским заливом тот привстает и, напряженно всматриваясь в сереющую даль, принимается оживленно жестикулировать вместе с сидящими впереди пилотами. Вскоре воздушное судно тормозит у сарая с гордой, еще явно советской, вывеской «Аэропорт».
25 августа 2017 г. 15:30