iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Второе явление Спаса Нерукотворного
На июньском Синоде (см. Журнал № 36) в общецерковный месяцеслов было внесено празднование 24 мая (6 июня) явления в Ярославле чудотворного образа Спаса Нерукотворного. В апреле этого года одна из древнейших и почитаемых святынь Ярославской земли (наряду с Толгской иконой Божией Матери) была торжественно передана из фондов городского художественного музея на хранение в Спасо-Афанасиевский монастырь. Явленный больше четырех столетий назад образ Спасителя был изъят вместе с другими церковными ценностями в начале 1930-х годов и долгие десятилетия считался навсегда утраченным. Несколько лет назад благодаря сотрудничеству Церкви и музея чудотворный образ был найден, отреставрирован и из музейного хранилища перенесен в храм для всенародного поклонения. PDF-версия.
13 октября 2021 г. 17:00
Загадки «Гостеприимства»
В Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева восстановлена икона из разрушенной московской церкви. Ее реставрация заняла десять лет и завершилась только что. Икона Пресвятой Троицы из московского Преображенского храма в Спасcкой слободе — то из немногого, что уцелело от этой некогда богатейшей приходской церкви древней российской столицы; от самого же домовладения до нас дошла только… чугунная кованая ограда (давным-давно перенесенная к другому храму — святых апостолов Петра и Павла на Новой Басманной улице). Не считая, разумеется, собственно топонимов — Садовой-Спасской и Большой Спасской улиц, наименованных по слободе, унаследовавшей в свою очередь название от известного с 1625 года храма, который в то время был деревянным. PDF-верия.
13 августа 2021 г. 11:00
Дмитрий Мироненко: «Иконография Александра Невского — живая многоголосая проповедь»
В издательстве Свято-Троицкой Александро-Невской лавры при поддержке петербургского Комитета по печати и взаимодействию со СМИ вышла книга Дмитрия Мироненко «Образ святого Александра Невского в русском искусстве XVI — начала XXI вв.». Это уникальная монография, автор кото­рой, заведующий лаврской иконописно-реставрационной мастерской святого ­Иоанна Дамаскина кандидат искусствоведения Дмитрий Мироненко, едва ли не впервые как в отечественном искусствоведении, так и в историографии образов святого Александра Невского представляет читателям максимально полный обзор иконографии этого угодника Божия. Большеформатный фолиант вместил свыше сотни репродукций произведений русского искусства из 35 государственных, церковных и частных музеев Российской Федерации и Финляндии, основная часть которых приходится на иконы пяти столетий (как широко известные, так и редко публикуемые). Разумеется, пересказать содержание столь масштабной книги в журнальном материале невозможно, поэтому «Журнал Московской Патриархии» попросил ее автора рассказать о самых важных и интересных положениях работы. PDF-версия.  
22 июля 2021 г. 15:00
Наум Клейман: «Эйзенштейн снял фильм о святом»
Когда в 2008 году путем голосования святой благоверный князь Александр Невский был выбран «Именем Россия», не в последнюю очередь на это повлиял снятый в далеком 1938 году Сергеем Эйзенштейном фильм «Александр Невский». Это кино сразу вошло в народное сознание. До нас мало дошло исторических сведений об эпохе, в которую жил великий князь, поэтому его потомки во многом черпали информацию о нем из фильма Эйзенштейна. До сих пор спорят о том, говорил ли князь в реальности фразу, прозвучавшую в фильме и ставшую знаменитой, — «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет». Но то, что Александр Невский — это вылитый актер Николай Черкасов, уверены почти все. На возрожденном в 1942 году ордене Александра Невского был отчеканен именно профиль Черкасова в одноименной роли. О том, как создавался этот киношедевр, корреспонденту «Журнала Московской Патриархии» рассказал Наум Клейман, киновед, историк кино, один из главных специалистов по творчеству Эйзенштейна. PDF-версия.
16 апреля 2021 г. 14:00
Новости
росписи собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря
19 сентября 2011 г. 11:19
версия для печати версия для печати

Архиепископ Максимилиан: Шедевр Дионисия был создан для Церкви и в лоне Церкви

Российские раставраторы завершили 30-летние работы по сохранению уникальных росписей Дионисия в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. За все время с момента создания в начале XVI в. фрески ни разу не обновлялись, это - единственная дошедшая до наших дней стенопись знаменитого иконописца. Ситуацию по нашей просьбе комментирует архиепископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан.

В 1502 году выдающийся московский иконописец Дионисий с сыновьями Владимиром и Феодосием расписали собор Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. Этот непревзойденный шедевр древнерусского искусства создан Дионисием для Церкви, в лоне Церкви, на опыте Церкви. Роспись является вершиной творчества Дионисия и удивительной высотой богословия в красках. Его современник преподобный Иосиф Волоцкий писал: «…что невозможно видеть телесными очами, мы духовно созерцаем через иконное изображение».

Не так давно был издан акафист Божией Матери, иллюстрированный фресками Дионисия. Текст акафиста является эталонным в гимнографии, а  фрески по своему  богословскому осмыслению акафиста и мастерству исполнения не уступают мастерству автора акафиста. Здесь мы видим удивительное сочетание творения двух великих мастеров – мастера слова и мастера образа.

Что позволяло нашим предкам достигать столь высокого мастерства? Что подвигало их на великие труды по созданию таких шедевров? Ответ на эти вопросы мы можем найти в тексте настенной летописи, где Дионисий смиренно обращался к Богу: «О, Владыко! Христе, всех Царю… избави. Господи, мук вечных». Целью своего труда он видел награду в вечности, которую надеялся получить через прощение своих грехов за труды не ради своей корысти или временной славы на земле, а ради славы Божией. В этом проявилась его вера и мудрость.

Вспоминается случай, вернее сон, который видел преподобный Варсонофий Оптинский. Однажды вечером он молился об упокоении Александра Сергеевича Пушкина и заснул с мыслью о нем. Видит сон. В степи стоит дом. Вместе с народом он вошел в этот дом, где в зале наверху стояло множество людей. Все их внимание сосредоточено на поэте, который декламировал что-то из «Евгения Онегина». Затем Пушкин оставляет зал и преподобный последовал за ним. Выйдя из зала, Пушкин обернулся к нему и сказал: «Слава? На что она мне здесь?». Грустно покачал головой и тихо пошел по степи.

Пушкин… Великий талант. Могучий ум. Хотя он стремился к небу, но не мог оставить и землю. Его не оставлял навык повиноваться своим греховным привычкам и жить для своего удовольствия, чем и притягивал к земле. Подобно могучему орлу с перебитыми крыльями он рвался в небеса, но не мог оторваться от земли и влачился по ней. Его не оставляли стремления к земной славе, которая в вечности оказалась не нужной.

Дионисий избрал иной путь – путь, ведущий к небу, и шествовал по нему без колебаний и сомнений. Это путь очищения своего сердца от зависти, гордости, обидчивости, злопамятности, то есть борьба с греховными слабостями и пороками. Он всецело отдался служению Богу и людям талантом, полученным свыше. Он преумножал талант своими упорными трудами, с надеждой получить душевную пользу от них. Господь, взирая на его усердные подвиги, благословлял его труды и помогал очищению души и умножению таланта. Известный композитор Глинка говорит: «Чтобы создать красоту, надо самому быть чистым душой».

Впервые я увидел чудесные фрески Дионисия более 20 лет назад, когда все стены и столпы собора были окутаны деревянными лесами. По строительным лесам мне удалось без особых затруднений подняться до купола и насладиться совершенством мастерства иконописца. Пробыв в соборе довольно времени, я покинул его, преисполненный возвышенных мыслей и чувств, навеянных фресками Дионисия. Тогда я искренне сожалел, что великое духовное сокровище было доступно единицам. Сейчас, во многом благодаря усилиям мастеров-реставраторов, завершивших свой многолетний труд восстановления росписи, собор Рождества Богородицы является наиболее сохранившим цикл древнерусских фресок. Хотелось бы выразить им огромную благодарность за высококвалифицированный труд.

Кроме реставраторов, мне хотелось бы отметить и тех, кто сохранял фрески в прежнее время. Это послушница Ферапонтова монастыря Любовь Кирилловна Легатова и, конечно, усердный хранитель монастыря в послевоенные годы Валентин Иванович Вьюшин – местный житель, участник и ветеран Великой Отечественной войны.

Благодаря этим и другим труженикам сегодня в любое время года мы можем созерцать прекрасное творение Дионисия-иконника, впечатляющее своей духовной силой и художественным совершенством, во всей первозданной красоте.

архиепископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан
19 сентября 2011 г. 11:19
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи