выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Весна в российских музеях
Ведущие российские музеи при организации выставок церковного искусства делают ощутимый акцент на теме национальных святынь и святых. Московский государственный объединенный музей-заповедник предлагает рассчитанную на целый год экспонирования краткую антологию образов русских угодников Божиих. Третьяковская галерея принимает коллег из Владимира  с масштабным проектом, в рамках которого представлены древние памятники иконописания и церковно-прикладного искусства Суздальского княжества. Музеи Московского Кремля представили временную экспозицию  с достаточно узкой для академической выставочной площадки темой: стяжавшие святость защитники земли Русской и небесное воинство, к молитвенной помощи которого православные россияне прибегают особенно часто. PDF-версия.    
27 марта 2023 г. 17:00
Репортажи
 Илл. 1. В выставочном зале
26 сентября 2014 г. 11:30
версия для печати версия для печати

Открылась выставка конкурсных проектов убранства белградского кафедрального соборного храма свт. Саввы

СВОИ РАБОТЫ В ЗАЛАХ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ ПРЕДСТАВИЛИ ЧЕТЫРЕ ТВОРЧЕСКИХ КОЛЛЕКТИВА

Как уже сообщал «Церковный Вестник» 15 июля, благоукрашение собора возложено на российскую сторону в соответствии с межправительственными договоренностями. В марте 2012 года в Москве представители российского Министерства культуры и сербского Министерства иностранных дел подписали соответствующий протокол, во исполнение которого была создана рабочая группа под руководством митрополита Волоколамского Илариона и митрополита Черногорского и Приморского Амфилохия. В июне нынешнего года Российская академия художеств (РАХ) выиграла всероссийский тендер на проведение творческого конкурса проектов внутреннего убранства. К моменту истечения срока приема заявок свои работы представили четыре авторских коллектива.

До 5 октября они выставлены в залах Российской академии художеств по ул. Пречистенка, 19. На следующий день под председательством двух названных иерархов, а также министра иностранных дел Сербии Ивицы Дачича там же состоится заседание жюри, которое назовет проект-победитель и еще двух призеров. «Впрочем, проигравших не будет. Если Богу будет угодно и проект начнет осуществляться, задействованы в нем окажутся все конкурсанты. Работы хватит на несколько лет, - уверен народный художник РФ член президиума РАХ Николай Мухин. - Напомню: стены Храма Христа Спасителя в 1999 году расписывали 350 человек, а выполнять мозаичное убранство еще сложнее».

Кафедральный собор свт. Саввы Сербского на Врачаре — крупнейший православный храм мира, который строится уже около века. Его площадь — 7,6 тыс. кв.м, площадь поверхности внутренних стен 17 тыс. кв.м, а по высоте он лишь немного уступает кафедральному соборному Храму Христа Спасителя, примерно соответствуя ему по объему. Убранство мозаичными иконографическими изображениями предусмотрено решением Священного Синода Сербской Православной Церкви. Несмотря на то, что проходящий конкурс проектов официально носит всероссийских характер, фактически он стал международным. С российской стороны его курирует Отдел внешних церковных связей. Именно поэтому вместе с авторскими коллективами из обеих российских столиц и Ярославля возможность участвовать получили и художники из Белоруссии. Более того, стенописная мастерская минского Свято-Елизаветинского монастыря даже рискнула «раскрыться» перед посетителями выставки и обозначила свое авторство проекта под номером 3 (см. Илл. 4). Остальные участники «зашифрованы» под номерами.

По мнению Николая Мухина, несмотря на подробную проработку отдельных мозаичных элементов, жюри, по сути, предстоит оценивать проектные концепции. «Все четыре варианта очень красивы. Мне лично по душе больше 1-й и 4-й проекты, - признался корреспонденту «Церковного Вестника» представитель Святейшего Патриарха Сербского при Московском Патриаршем престоле епископ Моравичский Антоний. - При этом заметно, что каждый художник-участник постарался максимально выразить как душу православного человека, так и смысл церковного канона».

КОММЕНТАРИИ

Епископ Моравичский АНТОНИЙ, представитель Святейшего Патриарха Сербского при Московском Патриаршем престоле:

«Этот собор — символ Белграда и символ Сербии подобно тому, как храм Василия Блаженного — символ Москвы и России. Это святое место, где оттоманскими властями были сожжены мощи св. Саввы I — просветителя сербского народа, первого архипастыря и учредителя сербской Церкви. К россиянам сербская сторона обратилась из-за финансовых затруднений, и мы благодарны за помощь, которую Россия нам, как и прежде, оказывает».

Александр КОНУЗИН, экс-посол России в Сербии:

«Если удастся реализовать этот проект, храм святого Саввы будет в том числе послом нашей общей славянской православной цивилизации. Сербы хотят, чтобы собор был очень красивым, что справедливо: архитектурно это величественное здание, исторически — намоленное место. Быть может, стоит вернуться к традиции наших отношений вековой давности и подумать о финансировании проекта при помощи общенародной подписки, которая стала бы символом продолжения русско-сербских связей в XXI веке».

Ирина БУСЕВА-ДАВЫДОВА, доктор искусствоведения:

«Храм св. Саввы уникален. Хотя в основе его проекта образ Софии Константинопольской, внутреннее пространство там решено иначе. Опыт создания убранства храма подобной конфигурации отсутствует. Нет у нас и примеров реализации проектов абсолютно новых храмов аналогичного размера, ведь даже Храм Христа Спасителя — фактически воссоздание. Поэтому художники, оставаясь в церковной традиции, предлагают во многом новаторские решения. Это соединение нешаблонных приемов и канона должно послужить руководством к действию при реализации проекта».

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

В 1894 году в ходе подготовки к празднованию 300-летия со дня сожжения мощей Святого Саввы при митрополите Сербском Михаиле было принято решение о воздвижении великолепного храма, который станет символом всеобщей признательности сербского народа своему просветителю и защитнику – святому Савве. Церковь святого Саввы начала действовать с 27 апреля 1895 года, когда было построено временное здание. В начале июня того же года создается Общество по возведению Храма Святого Саввы, первым председателем которого стал митрополит Сербский Михаил.
В 1905 году объявляется конкурс на выполнение проекта. По его условиям, будущая церковь должна была быть выполнена в сербско-византийском стиле, а ее размеры должны составлять 2000 — 2500 кв. м. На конкурс было представлено пять проектов, которые были направлены в Санкт-Петербург для рассмотрения комиссией, назначенной Императорской академией художеств. Но ни один из проектов не был принят для дальнейшего рассмотрения: комиссия констатировала, что все представленные работы «не соответствуют значимости храма и не могут быть».
Из-за начавшейся войны поиск новых решений по строительству храма был приостановлен. Но уже в 1926 г. объявляется новый Всеюгославский конкурс, на который было представлено 22 проекта. Хотя первая награда не была присуждена, конкурс по количеству участников и качеству работ был признан состоявшимся. Второй премии удостоился проект профессора архитектуры Богдана Несторовича. В 1930 г. Комитет по строительству храма во главе с Патриархом Варнавой вынес решение о том, что выполнение проекта возлагается на архитекторов Несторовича и Александра Дерока, также участвовавшего в конкурсе и получившего признание за свою работу.
Строительство храма началось в 1935 г. До немецкой оккупации построен фундамент храма и подняты стены высотой 7 и 11 метров. После бомбардировки Белграда в апреле 1941 года все строительные работы прекратились. После депортации Патриарха Гавриила в концентрационный лагерь, уничтожения Общества строительства храма и разграбления его имущества, а также размещения в стенах храма автопарка оккупационных замирает и сама идея строительства храма. С 1944 г. помещения храма служат для размещения югославских партизанских и советских вооруженных сил, а спустя несколько лет площадь внутри храма стала использоваться под складские помещения.
Идею достроить храм воскрешает Патриарх Герман, возглавивший Сербскую Православную Церковь в 1958 г. После многочисленных усилий самого Патриарха и благодаря содействию Председателя Президиума Сербии Душана Чкреоича была достигнута договоренность о продолжении строительства. Почти полвека спустя, в 1985 г., среди стен храма, на очищенном и убранном пространстве, был возведен большой алтарный помост, где Патриарх Герман в сослужении двадцати епископов отслужил торжественную литургию по случаю продолжения строительства. В 1989 г. завершается сооружение купола.
В апреле 1999 г. Патриарх Московский Алексий II совершил с Патриархом Сербским Павлом литургию в соборе (до великого входа, а далее — на площади перед собором); в ходе богослужения были помянуты жертвы военных действий на территории Югославии, отслужен молебен о прекращении войны и страданий в Сербии. «Мы молитвенно желаем, – сказал тогда русский Патриарх, – чтобы величественный храм святителя Саввы Сербского стал символом возрождения сербского народа. Поэтому мы тоже своим малым участием хотим внести лепту в это святое дело – завершение строительства храма святителя Саввы».
В 2004 г. состоялось официальное открытие все еще не полностью законченного храма. В марте 2008 г. освящен придел собора в честь святых мучеников Ермила и Стратоника. В здании собора продолжаются отделочные работы.

26 сентября 2014 г. 11:30
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Митрополит Курский и Рыльский Герман: «В основе пастырского служения — благоговейное предстояние пред Богом»
В августе этого года Курская область подверглась нападению украинских боевиков, в результате чего погибли десятки и пострадали сотни людей. Из приграничных городов и сел, по разным оценкам, было эвакуировано свыше 140 тысяч местных жителей. С первого же дня помощь пострадавшим стала оказывать Русская Православная Церковь в лице Курской епархии и Синодального отдела по благотворительности и социальному служению. Как она была организована, какие задачи приходилось ­решать? Об этом и о своем архипастырском пути — служении в Якутии в начале 1990-х, о встречах с насельницами дореволюционной Дивеевской обители — «Журналу ­Московской Патриархии» рассказал митрополит Курский и Рыльский Герман. PDF-версия.  
13 декабря 2024 г. 14:00