выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Весна в российских музеях
Ведущие российские музеи при организации выставок церковного искусства делают ощутимый акцент на теме национальных святынь и святых. Московский государственный объединенный музей-заповедник предлагает рассчитанную на целый год экспонирования краткую антологию образов русских угодников Божиих. Третьяковская галерея принимает коллег из Владимира  с масштабным проектом, в рамках которого представлены древние памятники иконописания и церковно-прикладного искусства Суздальского княжества. Музеи Московского Кремля представили временную экспозицию  с достаточно узкой для академической выставочной площадки темой: стяжавшие святость защитники земли Русской и небесное воинство, к молитвенной помощи которого православные россияне прибегают особенно часто. PDF-версия.    
27 марта 2023 г. 17:00
Церковное искусство должно быть созвучно Евангелию
В 2021 году иконописец Ирина Зарон была награждена Золотой медалью Российской академии художеств за росписи в храме священномученика Антипы на Колымажном дворе в Москве и работы последних лет. Вместе с супругом, известным скульптором Сергеем Антоновым, художница была ранее награждена Академией медалью «Достойному» за работу в надвратном храме Андреевского монастыря. Эти награды — признание профессиональным сообществом вклада художницы в русское церковное искусство. Образы, которые создает Ирина Зарон, уникальны: твердо следуя традиции, она не копирует изображение, а создает новое в строгом соответствии с каноном. Ее авторский почерк — благородная сдержанность колорита и мягкий, приглушенный фон. Ирина Павловна Зарон рассказала, как она пришла к иконописанию, что для нее канон и как рождает- ся современный иконный образ. PDF-версия.    
24 марта 2023 г. 14:30
Репортажи
В выставочном зале. Фото Георгия Проценко
ЖМП № 9 сентябрь 2018 /  12 ноября 2018 г. 09:58
версия для печати версия для печати

В огне не горят, в веках не тонут

УНИКАЛЬНЫЕ СВЯТЫНИ НА ВЫСТАВКЕ ВО ВСЕРОССИЙСКОМ ХУДОЖЕСТВЕННОМ НАУЧНО-РЕСТАВРАЦИОННОМ ЦЕНТРЕ ИМЕНИ АКАДЕМИКА ИГОРЯ ГРАБАРЯ

Крупнейшему в России реставрационному центру, традиционно ориентированному на работу с провинциальными музеями, в этом году исполняется ровно век. К круглой дате здесь подготовили масштабную выставку «Век ради вечного», на которой представлены результаты работы реставраторов всех 13 профильных мастерских и трех региональных филиалов (архангельского, вологодского и костромского). PDF-версия

Юбилейным в привычном смысле слова этот проект, впрочем, назвать можно с известной натяжкой: в экспозиции — уникальные памятники, либо только что прошедшие полный реставрационный цикл, либо переживающие его финальную стадию. Так что, скорее, это полновесный натурный отчет о повседневной деятельности центра, для которого мастера-реставраторы поделились самыми последними результатами своей работы.

Почти полторы сотни экспонатов разместились в двух залах, один из которых полностью отдан под памятники восточнохристианского искусства: фрагменты восстановленных росписей церквей и отреставрированные иконы, древние книги и старинные облачения, возвращенные к жизни элементы храмового убранства. Все они без исключения в обновленном виде предстают перед публикой впервые. Сейчас посетителям предоставляется счастливая возможность увидеть их в едином экспозиционном пространстве. Ведь еще до конца года подавля­ющее большинство этих раритетов разъедется «по домам» — в музеи, которые отправляли их в столицу на реставрацию. Остальные же вернутся к мастерам, чтобы те довели их до совершенства в кропотливом производственном процессе.

Столы с библиографическими памятниками закрыты тканью: лишний свет древним книгам противопоказан. Проводящий экскурсию гид, подходя к стенду, откидывает полог... Эти страницы, дошедшие до нас сквозь глубину веков, — подлинно национальное достояние. ­Мало кто из образованных верующих не слышал о Сийском Евангелии. И в церковный, и в научно-исторический обиход Евангелие-апракос вошло по имени Антониево-Сийского монастыря, в собрании которого было обнаружено в 1829 году. Но первоначально царь Иван Калита, как сказано в послесловии памятника (л. 216), повелел создать его для монастыря Богородицы на Двине, то есть для Успенской обители, располагавшейся на месте нынешнего села Лявля (других монастырей на Подвинье, тем более богородичных, в середине XIV века, как доподлинно известно, не было). Сейчас посетителям демонстрируют два листа оригинальной рукописной книги на пергаменте, заставку и миниатюру. На реставрацию из академического собрания Российской государственной библи­отеки она поступила в удручающем состоянии, главной причиной которому — датирующийся XVIII столетием кустарный переплет: мягкие картонные крышки, обернутые, в свою очередь, пергаментом (скорее всего, взятым с какой-то древней грамоты, на что указывает красочная орнаментальная рамка). Переплетчик жестко проклеил корешок, да еще и прошил его ремнями. Избыток клея со временем вызвал глубокие деформации, корешковая часть стала изгибаться в обратную сторону и разрываться. «Нам пришлось расшивать весь блок и восстанавливать каждый лист по отдельности, — говорит художник-реставратор Владимир Кочетков. — Старые материалы мы сохраняем, но конструктивный принцип переплета немного видоизменяем, чтобы при последующей работе с рукописью листы не травмировались».

Композиционной доминантой верхнего выставочного зала предстают расписные «небеса» из Кенозерского национального парка в Архангельской области. У верхней части убранства Тихвинской часовни (деревня Хвалинская) в прошлом веке оказалась трудная судьба. В 1930–1940-е годы навершие с главкой разобрали, роспись в интерьере забелили, а в помещении устроили магазин со складом. Добравшиеся до этого крайне редкого и старинного (как оказалось при внимательном рассмотрении, 1790 года) памятника энтузиасты в 1960–1970-е годы предприняли самодеятельную реставрацию. От нее, увы, оказалось больше вреда, чем пользы: вместе с побелкой оказался смыт красочный слой, истончившийся до такой степени, что через него проступал рисунок древесины.

«К счастью, кое-где под побелкой обнаружились наклеенные в советское время бумажные полосы. Под ними уцелели фрагменты первозданной росписи с плотным красочным слоем, — рассказывает пресс-секретарь Центра имени Грабаря Ирина Осипова. — По ним и удалось воссоздать всю композицию. Кроме того, колоссальные усилия были потрачены на борьбу с морозостойким жучком. Сильно деградировавшую древесину пришлось кое-где дополнять современным материалом». В Кенозерском национальном парке «небеса», видимо, разместят в одном из выставочных комплексов наподобие адаптированного к современным стандартам экскурсионной деятельности амбара; в Тихвинской же часовне, скорее всего, появится их полноразмерная копия в виде оцифрованной распечатки.

Покров на раку преподобного Пафнутия Боровского (вклад князя Лыкова-Оболенского датируется 1632–1633 годами) реставраторы получили с колоссальными иссечениями. Оказалось, дело в мучном клее, который обильно использовали при поновлении облачения примерно век назад. И снова кропотливейшая процедура: реставраторам пришлось тщательно вымывать чужеродный состав из структуры всей ткани, а деструктированные элементы восстанавливать нейтральной синтетикой точно такой же расцветки при помощи тончайшей, практически ювелирных размеров иглы.

Плащанице «Погребение Христа» не повезло уже в наши дни. В Псковский объединенный государственный музей-заповедник она поступила в 1925 году из единоверческой Троицкой церкви села Большое Загорье. В среднике облачения XVI века — многофигурная композиция «Положение во Гроб», по кайме золотыми нитями пущен текст песнопений Великой субботы. В Центр имени Грабаря плащаницу направили на плановую реставрацию, где с ней начали проводить подготовительные процедуры. А в 2010 году в здании случился пожар, в котором памятник не сгорел лишь чудом: на него с потолка свалились фрагменты штукатурки, защитившие нежный материал от пламени и от жара. Но все же и шелк, и нити декора понесли колоссальный урон, а холщовая основа местами прогорела насквозь. Так что результат восьмилетней скрупулезной работы мастерской реставрации тканей под руководством Елены Семечкиной иначе как удивительным не назовешь, и сейчас он впервые демонстрируется публично.

Пострадала в пожаре 2010 года и знаменитая «Псковская Одигитрия» — к счастью, не критично, и не столько от огня, сколько от воды, которой тушили пламя. Вообще эта икона XIII столетия (по мнению современных исследователей, она могла быть в иконостасе Богородице-Рождест­венского собора псковского Снетогорского монастыря) у московских реставраторов находится уже свыше полувека! Сначала Наталья Дунаева под микроскопом бережно, миллиметр за миллиметром удаляла один за другим позднейшие записи (на отдельных участках выявлено восемь слоев). Эстафету у нее приняла Марина Скутте, трудами которой авторская живопись полностью раскрыта. Сохранены вставки с позднейшими записями, от воска и клея зачищены стыки досок. Но тут о завершении работ говорить пока рано. «Нам еще предстоит по-настоящему почувствовать и понять эту икону, чтобы не допустить ситуации, когда она будет отреставрирована слишком хорошо. В нашем ремесле это тоже считается ошибкой», — объясняет заместитель директора Центра по научно-методической и выставочной работе Ольга Темерина.

12 ноября 2018 г. 09:58
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Статус благочинного в Российской империи
Русская Православная Церковь в последние десятилетия по праву является одним из наиболее значимых объектов исследовательского интереса в области гуманитарных наук. Изучаются разные аспекты ее деятельности: догмат, обряд, внутреннее управление и внешние сношения, памятники духовной и материальной культуры, свидетельствующие о ее прошлом. «Журнал Московской Патриархии» публикует статью иерея Вячеслава Новака, кандидата богословия, благочинного церквей Люберецкого округа Подольской епархии Московской митрополии, настоятеля Преображенского собора города Люберцы, которая касается вопросов внутреннего церковного управления, представляющихся важными не только в историко-­культурной и познавательной, но также и в практической перспективе. PDF-версия.  
23 июля 2024 г. 17:00
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00