СВЯТЫНИ ПЕРМСКОЙ СТАРИНЫ В ГОСУДАРСТВЕННОМ ИСТОРИЧЕСКОМ МУЗЕЕ
Пермская государственная художественная галерея выставляет в одном из экспозиционных залов Государственного Исторического музея лучшее из своего собрания православных святынь. Один из богатейших провинциальных музеев привез в Москву шедевры иконописи и лицевого шитья, старинные богослужебные сосуды и облачения священнослужителей, а главное – жемчужины из фонда знаменитой деревянной полихромной (окрашенной) скульптуры.
Если верить летописям, топоним Пермь восходит к древнему самоназванию проживавших здесь язычников «Па Ре Ма», или буквально – «далекая земля». Для наших предков эта страна и в самом деле долгое время казалась краем света в прямом смысле этих слов. Новгородские купцы проникли сюда только в конце XIII века. Официально первым Пермским епископом считается основатель здешней епархии просветитель зырян Стефан (+1396; причислен Церковью к лику святителей в 1549г.). Но до нынешней городской черты Перми св. Стефан не дошел: его кафедра располагалась на так называемой Чердыни, или в Перми Вычегодской. Миссионерское служение продолжили его преемники-епископы Герасим (+1447), Питирим (+1455) и Иона (+1470), в дальнейшем вошедшие в собор Пермских чудотворцев и святителей.
К Московскому княжеству Пермский край присоединен в 1472г. - через десять лет после основания в Чердыни Иоанно-Богословского монастыря. Бурное же развитие христианство здесь получает только с приходом знаменитой фамилии купцов, заводчиков и промышленников Строгановых. Растянувшаяся на 17 человеческих поколений история строгановской пермской «империи» начинается с жалованной грамоты Ивана Грозного 1558г., которой Григорию Строганову передавались 4 млн десятин земли для земледелия, добычи соли, геологоразведки и добычи полезных ископаемых (причем на первые 20 лет освоения «пионеры» освобождались от всех податей). Вплоть до 1722 года, когда Строгановы получили баронский титул и переехали в столицы, представителями этой фамилии в Пермском крае возведено великое множество крепостей-«городков», солеварен и медеплавильных заводов (некоторые из последних — к примеру, Очерский — действуют и сейчас). Покровительствовали Строгановы, говоря современным языком, и церковному искусству — не только основывая ювелирные мастерские на местах, но и заказывая убранства для пермских храмов столичным мастерам. Именно поэтому в собрании здешней картинной галереи оказались пять работ царского иконописца Семена Хромого (начало XVII века). На выставку в ГИМ приехали две из них: Смоленская икона Божией Матери и трехсвятительский образ «Благодатные плоды учения». Это ровно столько же, сколько икон Хромого хранится во всех остальных российских музеях!
А образ преподобного Сергия Радонежского из Деисусного чина иконостаса сольвычегодского Благовещенского собора — неплохой повод поразмышлять о превратностях земного пути памятника. Написанная в XVI веке, эта икона покинула свое первоначальное место вынужденно: в начале XIX столетия храм сгорел, иконостас разрушился. Самые редкие иконы приобрел купец-старовер Николай Папулин. Николай Андреевич поместил их в старообрядческий молельный дом в Судиславле, где они были конфискованы уже при Николае I. После их выкупил уже далекий предок основателей Благовещенского собора — Сергей Строганов. Икону преподобного, своего небесного покровителя, он возвращает в Пермский край, в имение Павловский Завод, где тогда строился единоверческий храм. И уже оттуда после революции в результате одной из музейных экспедиций по закрытым церквам тот оказывается в художественной галерее...
Но самое интересное наследие, которым галерея располагает после шести экспедиций по отдаленным уголкам Пермской земли — все-таки деревянная храмовая скульптура. «Интерес к этой теме возник еще до революции, когда по всей стране стали создаваться изучавшие культурно-историческое наследие Церкви ученые археологические комитеты, - напоминает замдиректора Пермской галереи по науке Нина Казаринова. - Но тогда ученые смогли изучить в нашем крае лишь несколько скульптур. В основном же наш фонд возник в 1920-е — 1930-е годы усилиями искусствоведа Николая Серебренникова, спасшего сотни изваяний в закрытых храмах на севере Пермского края. Сейчас у нас свыше четырех сотен единиц хранения. Самих же скульптур больше, так как под одним номером, к примеру, может учитываться Спаситель с предстоящими».
Распятие с предстоящими, кстати — самый распространенный в запасниках Пермской галереи сюжет полихромной деревянной скульптуры: на его долю приходится примерно четыре пятых всего фонда. Это не случайно: в конце XVII в. церковные власти официально рекомендовали венчать этой композицией иконостасы. Вообще же, как известно, отношение Церкви к изваяниям в убранстве (и деревянная скульптура не исключение) претерпевало серьезную эволюцию.
«Так, у нас очень широко представлены фигуры Спасителя сидящего, - рассказывает Нина Казаринова. - Но, как известно, это католический извод. Почему он оказался столь популярен в Пермском крае, ученые до сих пор спорят. Нельзя забывать, что наша земля — место соединения нескольких культур: русского Православия, местного язычества и западного католицизма, адепты которого ссылались сюда после событий 1612 года. Кроме того, достаточно длительный промежуток времени владык на Пермскую кафедру присылали с малороссийского юга, где в церковном искусстве также были сильно распространены западные мотивы».
Сейчас, по словам Нины Васильевны, в храмах бывшей строгановской империи остались считанные единицы полихромных скульптур, и добраться до них не так просто. В этой связи инициатива Правительства Пермского края, решившего на столь высокой культурной ноте завершить официальное празднование 290-летия города Перми, достойно уважения. К сожалению, по старой русской традиции открытие выставки не обошлось без ложки дегтя. Лично перерезавший красную ленточку губернатор Пермского края Виктор Басаргин по собственной инициативе решил устроить мини-экскурсию по экспозиции высокой гостье — спикеру Совета Федерации Валентине Матвиенко. По какой-то странной причине это обстоятельство переполошило охрану третьего лица страны, и та решила не пускать в зал официально аккредитованных журналистов (факт, объективно говоря, вопиющий и редчайший даже в российской современности), которым пришлось дожидаться в предбаннике еще три четверти часа. И то большое спасибо представителям пермского Министерства культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций — за то, что изменили свое первоначальное решение «не пускать вашу московскую прессу».
Дорогие пермяки! Москвичи — радушные хозяева и по-прежнему рады видеть у себя гостей, особенно если те чартерным авиарейсом привозят такую интереснейшую выставку. Но хорошо бы помнить, что экспозиция в первую очередь все-таки не для чиновников, а для рядовых посетителей. А мы, репортеры, о ней всего лишь профессиональным языком рассказываем...
Выставка открыта до 10 марта. Адрес: Москва, Красная пл., 1