iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Анонсы

митрополит Астанайский и Казахстанский Александр

Постоянный член Священного Синода Русской Православной Церкви

Родился 18 мая 1957 г. в Кирове в семье рабочего, был крещен в честь св. блг. кн. Александра Невского. 
В 1977-1979 гг. обучался в Ленинградской Духовной семинарии. В 1979 г. направлен в Киров, где до 1983 г. был личным секретарем епископа Кировского и Слободского Хрисанфа (Чепиля). 

В 1990 г. окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия.

1 августа 1983 г. рукоположен во диакона, на следующий день — во иерея, в 1985 г. возведен в сан протоиерея.
В декабре 1983 г. назначен ключарем, а в ноябре 1987 г. — настоятелем Серафимовского кафедрального собора в Кирове.
В 1986-1989 гг. — секретарь Кировского епархиального управления. 

21 сентября 1989 г. пострижен в монашество с именем Александр в честь св. Александра Свирского, 24 сентября возведен в сан архимандрита.  27 сентября 1989 г. хиротонисан во епископа Костромского и Галичского.

В 1990 г. — депутат Костромского областного Совета народных депутатов. 25 января 1991 г. на I Съезде православной молодежи избран председателем Всецерковного православного молодежного движения.

В апреле 1992 г. Архиерейским Собором Русской Православной Церкви избран председателем Комиссии по изучению деятельности спецслужб в Церкви.

11 ноября 1994 г. включен в состав Совета по делам молодежи при Президенте России.

25 февраля 1994 г. возведен в сан архиепископа. 

В 2000-2010 гг. — председатель Синодального отдела по делам молодежи. 

Решением Священного Синода от 26 июля 2010 г. архиепископу Александру как главе Митрополичьего округа Русской Православной Церкви в Республике Казахстан присвоен Астанайский и Казахстанский.

26 июля 2011 г. введен в состав Комиссии по правам человека при Президенте Республики Казахстан. 

28 июля 2010 г. Святейшим Патриархом Кириллом возведен в сан митрополита.

20 октября 2010 г. избран в состав Совета Ассамблеи народа Казахстана. 

Решением Священного Синода от 6 октября 2010 г. от должности и.о. председателя Синодального отдела по делам молодежи. Решением Священного Синода от 5-6 октября 2011 г. назначен постоянным членом Священного Синода Русской Православной Церкви; также поручено временно управление новообразованной Кокшетауской епархией. 

Распоряжением Святейшего Патриарха Кирилла от 14 марта 2012 г. назначен настоятелем храма святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии на Миусском кладбище в Москве — Патриаршего подворья и представительства Митрополичьего округа Русской Православной Церкви в Республике Казахстан.
Награды:

Церковные:

  • 2012 г. — орден св. ап. Андрея Первозванного УПЦ;
  • 2012 г. — орден св. равноап. Марии Магдалины Польской Православной Церкви;
  • 2012 г. — золотая звезда (орден) свв. равноапп. Мефодия и Кирилла Православной Церкви Чешских земель и Словакии;
  • 2012 г. — орден св. равноап. кн. Владимира II ст.;
  • орден св. блг. кн. Даниила Московского II ст.;
  • орден свт. Иннокентия Московского III ст.;
  • орден прп. Сергия Радонежского II ст.;
  • орден прп. Нестора Летописца I ст. УПЦ;
  • орден прп. Серафима Саровского II ст.;
  • Синодальный Знаменский орден I ст. РПЦЗ.

Светские:

  • 2012 г. — Почетная грамота Президента РФ;
  • 2011 г. — медаль "20 лет независимости Республики Казахстан";
  • 1999 г. — орден Почета;
  • 1994 г. — орден Дружбы;
  • орден администрации Костромской области «Труд. Доблесть. Честь»;
  • орден "За заслуги перед Отечеством" IV ст.;
  • звание "Почетный гражданин Костромской области".
Статьи автора
Митрополит Вятский и Слободской Хрисанф (Чепиль, +04.01.2011)

9 января 2011 года православная паства Вятской земли простилась со своим архипастырем — Высокопреосвященнейшим Хрисанфом, митрополитом Вятским и Слободским. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла мне было поручено возглавить отпевание почившего святителя.

митрополит Астанайский и Казахстанский Александр
12 января 2011 г.
Новые статьи
Служение Первосвятителя: благодатные свершения и суровые вызовы
Памятная и значимая для всей Русской Православной Церкви дата — 15-летие интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла — побуждает окинуть мысленным взором свершения этого периода, дабы во всей полноте узреть, в каких направлениях трудится Церковь, что достигнуто и над чем еще предстоит упорно работать. Усердием Первосвятителя, иерархов, духовенства и всех православных христиан преодолено средостение между Церковью и обществом, которое образовалось после революции 1917 года. Советские годы наложили свой отпечаток на облик человека, отняв у него право на веру и религиозность, лишив духовных жизненных ориентиров. Еще многое надо сделать, чтобы вернуть людей к вере, однако масштабное начало положено. Никогда в истории у Русской Церкви не было таких широких возможностей для всестороннего осуществления своего служения.  Святейший Патриарх Кирилл своим примером показывает, что значит использовать все имеющиеся возможности для свидетельства о Христе. Только за последние пять лет Святейший Владыка совершил 742 богослужения, возглавил 35 епископских хиротоний, освятил 67 храмов, посетил 44 епархии, возглавил 33 заседания Священного Синода, 19 заседаний Высшего Церковного Совета, 4 совместных заседания Синода и ВЦС и одно Архиерейское совещание. На каждом богослужении Святейший Патриарх произносил проповедь с наставлением, затрагивая важнейшие духовные проблемы жизни Церкви и Отечества, указывая своей многомиллионной пастве путь ко спасению в сложных и быстро меняющихся обстоятельствах бытия современного мира. PDF-версия.    
1 марта 2024 г. 16:00
Пастырское богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского
Школьное богословие, чаще называемое схоластическим, нередко обличают в отсутствии живой мысли, чувства, дыхания истинной жизни и Духа Святого. Хлесткая фраза протоиерея Георгия Флоровского «богословие на сваях» хотя и применялась им к ситуации конца XVIII века, тем не менее стала для многих «вневременным» приговором русскому академическому богословию.  Богословие молитвенное, созерцательное, богословие духовного опыта и жизни во Христе зачастую противопоставлялось и противопоставляется школьному богословию. В этом поле напряжения личность, жизнь и богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского, являющегося одним из ярчайших примеров опытного богословия в русской традиции, кажется парадоксом и не может не вызывать удивления и недоуменного вопроса: в чем загадка? «Школа» не смогла «испортить» отца Иоанна, и он, вопреки «школьной» установке, смог уберечь живое чувство веры, стремление не к рациональному знанию, а к жизни во Христе? Или все же школьное богословие так или иначе содействовало богословскому и духовному росту святого праведного Иоанна? PDF-версия.    
12 февраля 2024 г. 14:00
Дивеево в лицах
Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь открывает гостям и паломникам внешнюю сторону своей жизни. Это величественные соборы, богослужения с вдохновенным пением насельниц, дивеевские музеи, где хранятся монастырские реликвии, святые источники. Внутренняя, духовная жизнь, исполненная послушаний и неустанной молитвы, скрыта от посторонних глаз. Ее заповедал дивеевским сестрам святой Серафим Саровский по указанию Самой Пречистой Богородицы, назвавшей Дивеево Своим четвертым уделом. Об особенностях монашеской жизни в Дивеевском монастыре, о том, что такое закрытые Литургии и в чем первая игумения Мария (Ушакова) служит примером для сестер, о необычных случаях помощи по молитвам к преподобному Серафиму узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
8 февраля 2024 г. 13:00
Игумения Сергия (Конкова): «С верой в Бога можно сделать и невозможное»
В 2023 и 2024 годах в истории Серафимо-­Дивеевского женского монастыря сразу две памятные даты: 120 лет со дня прослав­ления преподобного Серафима Саровского (19 июля / 1 августа 1903 года) и 120 лет со дня кончины первой игумении обители Марии (Ушаковой; † 19 августа / 1 сентября 1904 года). Судьбы первой и нынешней дивеевских игумений имеют сходство. В 1991 году матушка Сергия (Конкова) так же, как некогда игумения Мария, приняла под свое руководство разоренную обитель и за несколько десятилетий привела ее к процветанию. В чем ее предшественница стала примером, как удалось не только возродить обитель, но и создать многочисленные скиты, в чем главные проблемы духовной жизни — об этом игумения Сергия рассказала «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.    
5 февраля 2024 г. 17:00