|
митрополит Саранский и Мордовский ВарсонофийМитрополит Саранский и Мордовский Варсонофий (в миру Анатолий Владимирович Судаков) родился 3 июня 1955 г. в с. Малиновка Аркадакского р-на Саратовской обл. Происходит из многодетной крестьянской семьи. Начальное религиозное образование получил от своей матери Антонины Леонтьевны Судаковой-Позоровой. В 1972 г. окончил Малиновскую среднюю школу и в течение года работал в родном селе почтальоном и на кирпичном заводе. Осенью 1973 г. был призван в армию и направлен в состав группы советских войск в Германии, где служил механиком-водителем средних танков в воинских подразделениях Бранденбурга и Потсдама. В ноябре 1975 г., после демобилизации из армии, будущий владыка устроился алтарником в Михаило-Архангельский собор г. Сердобска Пензенской области, где настоятелем был один из самых заметных клириков Пензенской и Саранской епархии архимандрит Модест (Кожевников, в схиме Михаил). Отец Модест своим жизненным примером, своей судьбой и своим наставническим словом определил дальнейший выбор владыки в церковном служении — монашеский. Благодаря наставнику владыка поставил перед собой цель получить духовное образование; в 1976 г. он подал прошение в Московскую духовную семинарию, и успешно закончил ее за три года (вместо четырех) в 1979 году. Уже в семинарии владыка окончательно решил связать свою судьбу с иночеством: в октябре 1977 г. он был принят послушником в братство Троице-Сергиевой лавры. 30 марта 1978 г. наместником лавры архимандритом Иеронимом (Зиновьевым) пострижен в монашество с наречением имени Варсонофий в честь святителя Варсонофия, епископа Тверского. 27 апреля того же года архиепископом Дмитровским Владимиром (Сабоданом), ныне Блаженнейшим митрополитом Киевским и всея Украины, рукоположен в сан иеродиакона, 26 ноября 1978 г. им же — в сан иеромонаха, а в 1982 г. возведен в сан игумена. Находясь на послушании в Троице-Сергиевой лавре, игумен Варсонофий имел тесную дружбу с духовниками обители архимандритами Кириллом и Наумом. Его непосредственными духовными начальниками были ризничий архимандрит Аристарх (ныне архиепископ Гомельский); благочинный, а затем наместник архимандрит Евсевий, ныне митрополит Псковский; благочинный архимандрит Марк, ныне архиепископ Хустский и Виноградовский. Они в значительной степени определяли и влияли на жизненный путь молодого монаха и студента академии отца Варсонофия. В лавре владыка нес послушание с 1978 по 1982 гг. в должности помощника ризничего, а с 1982 по 1986 гг. — в должности помощника благочинного. Образование продолжил в Московской духовной академии, куда поступил в 1982 г. и которую окончил в 1986 г. с защитой диссертации на соискание степени кандидат богословия. Руководителем научной работы был архимандрит Иннокентий (Просвирнин), серьезный церковный историк, археограф, филолог, редактор и педагог. Отец Иннокентий любил монашество, особенно афонское, поэтому он порекомендовал студенту игумену Варсонофию выбрать темой для написания диссертации одну из областей агиоритики. Темой научного исследования стал Афон — великая сокровищница Православия. Во время обучения в Московских духовных школах игумен Варсонофий каникулярное время ежегодно проводил в Пюхтицком женском монастыре в Эстонии. Здесь ему приходилось не раз сослужить митрополиту Таллинскому и Эстонскому Алексию, будущему Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси, и получать духовное назидание от игумении Варвары, многолетней настоятельницы монастыря, и от сестер этой обители. После окончания МДА по просьбе епископа Пензенского и Саранского Серафима (Тихонова) направлен на пастырское служение в Пензенскую епархию. С 15 сентября 1986 г. по 15 июня 1988 г. был настоятелем Казанской церкви г. Кузнецка Пензенской обл., а с 15 июня 1988 г. по 7 февраля 1991 г. — настоятелем Успенского собора г. Пензы, секретарем Пензенского епархиального управления. Духовным наставником и учителем жизни владыки в эти годы был архиепископ Серафим, видный деятель Русской Православной Церкви, мудрый человек, обладавший авторитетом не только среди клира и паствы, но и у властей Пензенской обл. и Мордовии. Школа святителя Серафима, ныне почившего в Бозе, позднее много помогла владыке в устроении новообразованной Саранской епархии. Неся послушание у епископа, позднее архиепископа Серафима, владыка Варсонофий много получил от него назидательных уроков и в совершении богослужения, и в канцелярской работе, и в административной деятельности. В 1987 г. возведен в сан архимандрита. В 1988 и 1990 гг. был участником Поместных Соборов Русской Православной Церкви. Это было время начала возрождения церковной жизни после семи десятилетий гонений. Храмы стали возвращаться Церкви, повсеместно прошли торжества по случаю юбилея 1000-летия Крещения Руси. После этого юбилея количество приходов и число верующих стало возрастать. Встал вопрос о выделении приходов Мордовии из состава Пензенской епархии и образовании самостоятельной Саранской и Мордовской кафедры, а также о кандидатуре архиерея на эту кафедру. Выбор Святейшего Патриарха Алексия II и Священного Синода по рекомендации архиепископа Серафима пал на архимандрита Варсонофия. 8 февраля 1991 г. рукоположен в архиерейский сан семнадцатью епископами в г. Москве и 15 февраля прибыл в Саранск. Владыка Варсонофий хорошо знал дела в Мордовии, т.к. по должности секретаря Пензенского епархиального управления часто бывал в Саранске и храмах республики, имел конкретное представление об экономическом, политическом и культурном состоянии приходов, видел, что развитие православия в республике сдерживается не народным равнодушием к вере, а искусственными бюрократическими преградами. Возглавив новую епархию, владыка Варсонофий, опирающийся в своей деятельности на волю православного народа и помощь доброжелателей Церкви, открыл более 200 новых приходов и 14 монастырей, духовное учебное заведение, основал епархиальную печать и мн. др. В феврале 2001 г. возведен в сан архиепископа. Возглавляя различные паломнические группы, более десяти раз побывал в Святой земле, семь раз на Святой горе Афон, четыре раза в Египте, два раза в Италии, один раз на Кипре и т.д. Совершал многократно Божественные литургии на Голгофе и у Гроба Господня, в храме Рождества Христова в Вифлееме (Палестинская Автономия), в храме Преображения Господня на Святой горе Синай, в монастыре святой великомученицы Екатерины, в монастырях Афона — Пантелеимоновском, Зографском, Хилендарском и в лавре преподобного Афанасия, в древнем Киккском монастыре на Кипре, молился у мощей святителя Николая, Мир Ликийских Чудотворца, в г. Бари. Определением Священного Синода от 31 марта 2009 г. назначен исполняющим обязанности управляющего делами Московской Патриархии. Решением Священного Синода от 27 мая 2009 г. назначен председателем Наградной комиссии при Патриархе Московском и всея Руси (журнал № 43). Решением Священного Синода от 25 декабря 2009 г. утвержден в должности управляющего делами Московской Патриархии (журнал № 142). Во внимание к усердному служению Церкви Божией и в связи с назначением управляющим делами Московской Патриархии — постоянным членом Священного Синода возведен 1 февраля 2010 г. в сан митрополита. С 22 марта 2011 г. — член Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви. Решением Священного Синода от 30 мая 2011 г. (журнал № 41) назначен временным управляющим новообразованной Ардатовской епархией. ![]() Решения Священного Синода позволяют говорить о значительных изменениях в жизни Церкви на территории России. Разделение ряда крупных епархий и создание новых епархиальных управлений не только в областных центрах, но и в городах районного значения существенно меняет картину церковно-административного деления. Интервью "ЖМП" митрополита Саранского и Мордовского Варсонофия.
Сергей Чапнин
митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий 28 июня 2011 г. |
![]()
Святитель Феофан Затворник и его духовное наследие в XXI веке Святитель Феофан Затворник — выдающийся богослов и духовный писатель XIX века, автор более 60 сочинений и мудрый наставник для многих современников. Его отличали острый ум и глубокое понимание вопросов духовной жизни, он овладел древними языками и изучал первоисточники святоотеческого наследия. Почему русские иноки Святой горы приглашали святителя Феофана к себе на Афон, каким он был пастырем, руководителем учебных учреждений и в чем актуальность его наследия сегодня, «Журналу Московской Патриархии» рассказал настоятель Спасо-Преображенского Пронского мужского монастыря игумен Лука (Степанов). PDF-версия.
11 августа 2025 г. 17:00
Высшее духовное образование в первой четверти XXI века Сегодня духовному образованию необходима, с одной стороны, актуализация, а с другой — его задача отвечать ожиданиям Церкви. Что является основой качественной подготовки священнослужителей? Почему ряд семинарий был преобразован в центры приходских специалистов? Можно ли получить образование и стать священнослужителем после 40 лет и какие направления церковной науки больше других нуждаются в исследователях? На вопросы «Журнала Московской Патриархии» ответил председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерей Максим Козлов. PDF-версия.
8 августа 2025 г. 14:30
Вышел в свет №8 «Журнала Московской Патриархии» за 2025 год Снова простирает руку Свою Как горестно, как печально каждое повествование о годах гонений на веру, когда изощренная в ненависти сила боролась с Церковью, забывая или не зная, что напрасно идет против рожна.
7 августа 2025 г. 20:00
Протоиерей Василий Клопов 27.05.1959 – 01.05.2025 1 мая 2025 года на 66-м году жизни скоропостижно скончался митрофорный протоиерей Василий Клопов, один из старейших клириков Сердобской епархии Пензенской митрополиию. PDF-версия.
6 августа 2025 г. 14:40
«Дорогие мои, родненькие! Христос воскресе!» Двенадцатого мая 2025 года в зоне проведения специальной военной операции при исполнении пастырского долга погиб иерей Антоний Савченко, настоятель храма святого благоверного князя Димитрия Донского при воинской части № 64044, клирик Свято-Троицкого кафедрального собора города Пскова, заместитель руководителя отдела по взаимодействию с Вооруженными силами. Он был убит в результате ракетного удара системы HIMARS. Ему было 32 года. PDF-версия.
24 июля 2025 г. 16:00
|